Из истории винила Виниловые пластинки у каждого человека вызывают практически одинаковые ассоциации – проигрыватели-вертушки советских времён, пыльные бумажные конверты с дисками, завалявшиеся на полках, тёплая, шершавая поверхность винила, еле слышный характерный шум в динамиках. Практически все люди считают, что винил остался в прошлом, вытесненный с арены звуковой эволюции CD-дисками и mp3. Но есть категория творческих людей, которые не просто знают, но на сто процентов уверены, что винил жив и будет ещё жить долго.
Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определенных местах канавки делаются точечные углубления — ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесенных точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издает звук. Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, называемого им «фоноавтограф» в 1860 году. Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноафтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы.[1]
Фонограф Томаса Эдисона, 1899 год
В 1877 французский учёный Ш. Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и её последующего воспроизведения.В этом же году,а именно - в середине 1877 года молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф, звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной, игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения. В 1887 году немецкий инженер Эмиль Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. Работая над своей идеей, Берлинер сначала построил и опробовал прибор Шарля Кро, предложенный 20 лет назад, применив вместо хромовой, пластинку из цинка. Эмиль Берлинер заменил валики дисками — металлическими матрицами, с которых можно было тиражировать копии. С их помощью и прессовались граммофонные пластинки. Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж — не менее 500 пластинок, что значительно снижало расходы на изготовление, а соответственно на стоимость продукции. В этом состояло главное преимущество грампластинок Эмиля Берлинера по сравнению с восковыми валиками Эдисона, которые нельзя было массово тиражировать. В отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал специальный аппарат — рекордер, а для воспроизведения звука другой — граммофон, на который и был получен патент 26 сентября 1887 года.[2] Вместо глубинной записи Эдисона, Белингер применил поперечную, то есть игла оставляла извилистый след постоянной глубины. В XX веке мембрана была заменена микрофонами, преобразующими звуковые колебания в электрические, и электронными усилителями.[3] В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита, при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака — воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность — по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми из поливинилхлорида или «винила».[4]
Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.
Наверное, многих бы удивило, что сейчас даже крупнейшие звукозаписывающие компании первые выпуски большинства альбомов производят именно на виниле. Причин этому несколько – и дело не только в звуке, но и в том, что виниловые пластинки труднее скопировать в mp3 и выложить в свободный доступ. По такому принципу максимальной защиты сейчас и выпускается новая музыка – в первом эшелоне идёт винил для хай-эндовых музыкальных центров, которые приобретают истинные ценители музыки, за ним следуют выпуски на CD-носителях, и уже в арьергарде находятся цифровые альбомы mp3. Таким образом, звукозаписывающие компании постепенно снимают прибыль, с каждым новым выпуском для более широкой аудитории без особой радости снижая уровень защищённости записей.
В последние пять лет тенденция возврата к винилу набирает обороты. Особую роль во вновь возникшей популярности винила играют громкие и неожиданные воссоединения старых рок-команд, таких как Led Zeppelin, Police и некоторых других. Старые музыканты с особенным удовольствием издали первые выпуски новых альбомов именно на виниле. К огромному удивлению звукозаписывающих компаний эксперимент удался. Поколение, которое видело винил только на чердаках и в пыльных старых коробках, которое не расстаётся ни днём ни ночью с новыми iPod’ами, неожиданно тепло восприняло виниловые диски. Да и производители музыкальной аппаратуры верхнего ценового сегмента не забывают про винил. Так винил получил второе рождение.
История винила была не менее сложной, чем история электрических лампочек, пришедших на смену масляным и газовым фонарям. Не все воспринимали виниловые пластинки даже на самой заре их зарождения, когда аналога почти что и не было. Особенностью долгого пути винила является то, что судьба пластинок была неотделима от прогресса развития аппаратов, их проигрывающих.
Технология извлечения звука с шершавого винилового бока очень проста. Сама по себе звуковая дорожка – это туго скрученная спираль-канавка, у которой легко заметить неравные зубчатые края. По размеру канавки легко понять - старая это пластинка или новая и сколько она примерно будет звучать. Легко догадаться почему – чем меньше канавка, тем более длинная звуковая спираль разместится на виниловом кругляшке. Нарезается музыка специальным резцом на виниловой однородной поверхности – этот резец колеблется в зависимости от звука, который подаётся на звукозаписывающую машину. Впоследствии по этим вот зазубринам и неровностям дорожки и будет плясать игла проигрывателя, передавая все эти колебания на колонки как звук. И никаких особых ухищрений, кроме обычного усиления сигнала, не требуется. Можно даже самому проверить эту методику. Просто создайте в комнате абсолютную тишину и поставьте вместо иглы проигрывателя кончик вашего ногтя или обычную деревянную зубочистку. И вы услышите тихую-тихую мелодию, которая будет литься с крутящегося диска – получается, что ваш ноготь тоже может проигрывать виниловые пластинки, только ему не хватает усилителя.
Технология считывания ранее записанного звука с твёрдой поверхности появилась благодаря Эдисону. Ещё на службе в телеграфе он заметил, что контакты, скользя по ленте перфокарты, издают разные звуки, высота которых зависела от формы дырочек. Именно тогда, в 1877 году, Эдисон и запатентовал устройство, названное им фонографом. Но это был только лишь предок настоящего проигрывателя – несовершенный и медлительный. Его технология заключалась в том, что игла записывала и проигрывала в вертикальном положении звук на оловянный валик. Недостатки технологии были заметны с первого взгляда – звуковая дорожка быстро деформировалась, да и к тому же аппарат был очень чувствителен к малейшим колебаниям. И только в 1897 году Эмиль Берлинер создал столь знаменитый граммофон, устройство которого и получило продолжение в современных проигрывателях. Стоит отметить, что ещё десять лет ушло на поиски идеального материала для пластинок. Вначале это был эбонит, и только много лет спустя граммофонные пластинки стали изготавливать из шеллака – особого вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми. И ещё много десятилетий именно этот материал служил основой для производства пластинок – до тех пор, пока не появился винил. Появление достаточно прочного материала было жизненно важно – пластики не выдерживали долгого издевательства стальными звукоснимающими иглами и быстро теряли свойства. Потому довольно часто встречались такие варианты, когда одна и та же песня записывалась на обе стороны пластинки – просто чтобы продлить жизненный срок музыкального чёрного диска. Не стоит даже упоминать, что о понятии альбом никто и не задумывался – на одну пластинку помещалась только одна песня. И только в 1931 году появилась технология стереозаписи в одной канавке, а заодно и более совершенные звукоснимающие головки – всё вместе это позволяло записать на диск две-три песни.
Само же понятие «виниловая пластинка» появилось уже после Второй мировой войны, когда крупнейший производитель пластинок «Колумбия» создал технологию «долгих» пластинок, основой которой являлся новый материал - винилит. Благодаря этому материалу, а также технологиям уплотнённой записи, микроканавок и сниженной скорости воспроизведения и появились виниловые пластинки с целыми альбомами исполнителей.
Особым революционным этапом развития виниловой пластинки стал 1958 год. Тогда лабораторные исследования выдали довольно интересный результат, который и был немедленно введён в производство. Технология заключалась в том, что звукоснимающая игла ловила не только вертикальные вибрации, но и горизонтальные, а заодно края канавки наклонились под углом сорок пять градусов. Теперь вертикальные неровности дорожки передавали правый канал, а горизонтальные - левый. Виниловые пластинки продолжали и дальше совершенствовать – были даже попытки выдавить из них квадрофоническое звучание, а потом даже считывать неровности лазером. Но все эти необычные технологии не прижились, и виниловая пластинка в течение десятков лет сохраняет неизменный облик.
Сейчас производителей виниловых пластинок можно пересчитать по пальцам. И, несмотря на такой всплеск внимания к винилу - как со стороны простых пользователей, так и со стороны ди-джеев, всё равно количество производителей пластинок не увеличивается. Из таких вот компаний особо стоит отметить завод «Optimal», расположенный недалеко от Берлина, в городе Робель. Там пытаются возродить производство виниловых пластинок, и получается у них очень даже неплохо. Интересно то, что оборудование директор завода собирает «с бору по сосенке» - что-то из Индии, что-то из России, что-то из стран Европы, а кое-какие агрегаты вообще взяты в аренду из музеев звукозаписи. Сейчас этот завод производит более четырёх миллионов пластинок в год, среди них синглы и альбомы многих известных исполнителей. Например, недавно «Optimal» выпустил на рынок ярко-розовые виниловые диски с альбомом Мадонны.
Не стоит забывать и об отечественных заводах. Когда-то на просторах СССР виниловое производство было крупнейшим в мире. И в последние годы предприниматели пытаются возродить деятельность некоторых заводов. Например, Апрелевский завод грампластинок уже сейчас активно присутствует на рынке, предлагая не только стандартные чёрные виниловые пластинки, но и диски в самых разных цветовых решениях, а заодно в необычных формах – сердца, многогранника, капли.
Особо важны виниловые пластинки для культуры скретчевых ди-джеев. Только на виниле можно по-настоящему «запиливать» звук, чувствуя кончиками пальцев каждый звуковой момент. «Scratch» с английского и переводится как «царапины», а «scratching» - «запиливать». Удивительный звук скретча получается благодаря только лишь ловкости и мастерству рук, а заодно музыкальному чутью ди-джея. И никакие CD-примочки помочь в этом деле не смогут – волшебство скретча подчиняется только винилу и рукам. Пик развития скретча пришёлся на восьмидесятые годы. Но и сейчас многие ди-джеи, музыканты, композиторы применяют скретч для ремиксов и оригинальных версий песен. Виниловый проигрыватель давно уже получил статус музыкального инструмента – опытные ди-джеи под каждую песню подбирают особую тональность скретча. В музыкальном движении хип-хоп скретч встал во главе. И теперь просто невозможно представить хоть одну хип-хоп группу без участия скретчевого ди-джея.
Скретч создаёт удивительно динамический эффект звука, который завораживает и подчиняет многотысячные толпы магическому звучанию и ритму. Производители музыкального оборудования прекрасно это понимают, и потому дань винилу отдаётся практически всеми производителями профессионального музыкального оборудования. Особо отметить здесь стоит японских производителей Technics и Vestax. Последний наиболее заботливо поддерживает скретч-культуру, Turntablism, выпустив даже "вертушку" в деревянном корпусе Vestax Controller One, на котором можно играть и скретчить по нотам. Благодаря уникальному звуку виниловых скретчей, который нельзя извлечь ни откуда, кроме винила, корпорация Vestax официально называет Controller One музыкальным инструментом.
Виниловый звук намного превосходит звучание CD-дисков, не говоря уже об mp3 файлах. Такой звук и более естественный, выдающий глубокие чистые басы. Некоторые ди-джеи даже называют виниловые басы более упругими и эмоциональными. Звук с виниловой пластинки более пространственный, объёмный, в нём нет неодушевлённости цифрового сигнала. Тем более не стоит забывать и о том, что на виниле выходят самые свежие композиции, как мы и упоминали ранее. И самое главное – на виниловых пластинках намного приятнее скретчить. Тактильный эффект не сравним ни с чем. Как говорится в одном известном рекламном ролике: «Винил – работа, приятная на ощупь».
Изготовление
Звук с магнитной фонограммы, с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца, благодаря которым на тончайшем слое меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку, наносятся концентрические звуковые канавки. Такая технология применяется до сих пор и известна она под названием DMM (Direct Metal Mastering).[7] Этот медный диск предназначен для того, чтобы получать с него методом гальванопластики в несколько последовательных этапов необходимого количества никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии называют матрицами, которые служат основой в процессе прессования грампластинок, все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами. В гальваническом цехе осуществляется изготовление оригиналов и матриц. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля со специальным составом электролита. Материал для изготовления грампластинки — это особая смесь на основе сополимера винил-хлорида с винилацетатом и различными добавками, для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств и электроакустических параметров. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением. Детали пресс-форм, изготовливаются на станках с числовым программным управлением, проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С одной пресс-формы может выходить десятки тысяч грампластинок. В пресс-цехе горячая смесь пластмассы растекается между двумя половинками пресс-формы, как бы впитывая в себя невидимые звуковые канавки. Первая грампластинка, изготовленная после установки на пресс никелевых матриц, и затем каждая специально отобранная из тиража, тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления все отпрессованные грампластинки проходят необходимую температурную выдержку, а перед упаковкой в конверт проверяется внешний вид каждой грампластинки.
СДЕЛАНО В АПРЕЛЕВКЕ
Миллионы жителей нашей страны при упоминании слова "Апрелевка" без труда поймут, о какой продукции идет речь. На протяжении многих десятилетий звучащие диски с маркой Апрелевского завода приходят в наши дома, даря радость общения с музыкой и лучшими образцами художественной литературы. Слова "Апрелевка" и "грампластинка" стали в нашей стране почти синонимами. А начало всему было положено в 1910 году, когда около 50 крестьян из деревень, расположенных вблизи станции Апрелевка Московско-Киевской железной дороги, в поисках работы пришли на только лишь строящуюся фабрику. Энергичные немецкие предприниматели Молль, Фогт и Кибарт решили организовать собственное дело в России. Выбор места был не случаен — здесь находилось имение одного из основателей фабрики, прусского подданного Готлиба Генриха Карла Молля, давно жившего в России и известного среди русских промышленников как Богдан Васильевич Молль. Новое дело было достаточно рискованным, ведь на русском рынке в большом ассортименте были представлены грампластинки рижской, петербургской и московских фабрик. Однако первый шаг был сделан верно. Новое детище стало первой и единственной в России фабрикой, которая не только прессовала пластинки, но и занималась изготовлением "граммофонной массы". Если в первые месяцы работы фабрика лишь тиражировала записи по заказам известных граммофонных фирм, то уже к концу года в продаже появились пластинки с собственными записями.
Завоевав сначала провинцию, а затем и крупные города, пластинки фабрики с новой торговой маркой "Метрополь-Рекорд" резко потеснили продукцию других граммофонных фирм. Этому способствовали как умело выбранный репертуар, так и высокие акустические достоинства пластинок.
Успехи фирмы послужили импульсом к расширению Апрелевской фабрики. Однако первая мировая война спутала все планы. В связи с общими антигерманскими настроениями фабрика была экспроприирована и передана "Русскому акционерному обществу граммофонов".
В 1919 году Апрелевская фабрика была национализирована и передана в ведение Центропечати — органа пропаганды и агитации средствами печати, перед которым была поставлена новая задача — распространение граммофонных пластинок с речами "вождей пролетарской революции".
Постепенно запасы дефицитного шеллака — основного сырья для производства грампластинок, ввезенного из-за границы еще до революции, — иссякли. Рассчитывать на дальнейшее поступление сырья в условиях экономической блокады не приходилось. Производство на Апрелевской фабрике было почти парализовано.Однако выход нашелся: отправили на переработку оставшиеся на складах дореволюционные пластинки, а названия записываемых речей стали печатать на обратной стороне неиспользованных этикеток. Так были изготовлены первые апрелевские пластинки с записями речей В.И.Ленина, которые крестьянские ходоки увозили во все концы страны. Но когда иссякли и эти ресурсы сырья, фабрика в 1922 году была вынуждена прекратить работу.
...Прошло несколько лет, прежде чем апрелевская продукция вновь стала поступать в продажу. Предприятие, пусть и медленно, перевооружалось, на нем устанавливалось дополнительное оборудование, перевезенное из прекративших существование московских фабрик грампластинок. С 1929 года фабрика почти полностью перешла на массовое производство новых пластинок, запись для которых осуществлялась электромеханическим способом.
Новый отсчет времени для Апрелевской фабрики да и для всей нашей граммофонной промышленности наступил в 1933 году, когда ее взял под свою опеку Наркомат тяжелой промышленности. Фабрика поистине пережила второе рождение. Быстрыми темпами шла ее реконструкция. Старые прессы фирмы "Френсис Шоу" заменялись новыми — таганрогскими, строились новые корпуса. Фабрика стала заводом с числом работающих более 1000 человек. 19 млн. штук грампластинок в год — таков рекордный уровень производства, достигнутый заводом в предвоенные годы.
Война опять внесла свои коррективы в жизнь предприятия. Производство пластинок сократилось. Многие работники ушли на фронт, а завод начал осваивать выпуск мин и шрапнели. И все же, наполняя сердца людей гневом и болью, звучала с апрелевских грампластинок, выпущенных в июле 41-го, незабываемая "Священная война" в исполнении Ансамбля под управлением А.Александрова.
После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой началось восстановление частично разрушенного бомбардировками завода и его работа возобновилась. Однако полностью достичь довоенного выпуска продукции удалось лишь в 1949 году.
В 1950 году произошло событие имевшее решающее значение для всей граммофонной промышленности страны. Заводские инженеры под руководством В.М.Хазанджи предложили принципиально новый рецепт смолы для изготовления грампластинок: вместо дорогой импортной смолы (шеллака) предлагалось использовать поливинилхлоридные смолы. Это позволило резко повысить качество пластинок, в несколько раз увеличить продолжительность их звучания.
В 1952 году на заводе были изготовлены первые в стране партии долгоиграющих пластинок, а в 1961 году и первые стереофонические грампластинки. Однако вплоть до 1971 года продолжался выпуск и обычных пластинок, на 78 об/мин. На заводе непрерывно совершенствовался технологический процесс, внедрялось новое оборудование, часть которого была разработана заводскими рационализаторами.
Сегодня Апрелевский завод — крупнейшее в Союзе предприятие по выпуску грампластинок савтоматизированным комплексом по изготовлению пластмассы современными гальваническим, полиграфическим и инструментальным производствами.
В конце 60-х — начале 70-х годов в развитых странах у грампластинки появился мощный конкурент — музыкальная кассета. Будучи компактными, удобными в использовании, кассеты быстро завоевали признание, особенно у молодежи. В нашей стране процесс освоения производства кассет начался, к сожалению значительно позже и даже сегодня спрос на них в несколько раз превышает предложение.
Учитывая перспективность нового вида продукции, в 1989 г. завод приступил к подготовке и освоению нового производства. За короткий срок были обучены специалисты, закуплено современное оборудование. подготовлены производственные помещения. До конца года завод выпустил более 700 тыс. компакт-кассет. В настоящее время завод готов к выпуску 6 млн штук компакт-кассет ежегодно.
Однако, несмотря на широкое распространение в мире новых бытовых звуконосителей — компакт-кассет, технически совершенных компакт-дисков, цифровых кассет, вряд ли справедливо говорить о закате грампластинки. Тем более в нашей стране. И дело здесь не только в нехватке специальной бытовой радиоаппаратуры, ее дороговизне и других подобных причинах. Как уверяют опытные меломаны, звучание обычной грампластинки, при всех ее несовершенствах, отличается от "звука в цифре" большей теплотой и естественностью. А можно ли не учитывать особое эстетическое удовлетворение от прекрасно выполненного конверта, в который укладывается грампластинка?! Черный диск с апрелевской маркой еще долго будет радовать любителей музыки. История грампластинки продолжается...
ТАЙНЫ ЧЕРНОГО ДИСКА
В отличие от многих товаров широкого потребления, не говоря уже о бытовой радиоаппаратуре или даже магнитофонных ных кассетах, грампластинка производит впечатление несложного изделия. Однако простота эта кажущаяся. Ставший таким привычным для нас черный диск - результат весьма сложных технологических процессов, аккумулирующий в себя труд специалистов и рабочих различного профиля. То, что предшествует рождению пластинки, происходит за пределами завода, на Всесоюзной студии грамзаписи. Здесь звук с магнитной фонограммы помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца, благодаря которым на тончайшем слое меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку, наносятся концентрические звуковые канавки. Так реализуется самая современная в мире грамзаписи технология, известная под название ДММ (Direct Metal Mastering).
С момента поступления медного диска на наш завод начинается заводская жизнь грампластинки.
ГАЛЬВАНИКА: ОРИГИНАЛЫ И МАТРИЦЫ
Медный диск, на котором записана механическая фонограмма, является по существу первой грампластинкой. Однако предназначен он не для прослушивания, а для получения с него методом гальванопластики в несколько последовательных этапов необходимого количества никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии называют матрицами. Они служат основой в процессе прессования грампластинок, все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.
Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. В отличие от многих подобных производств общепромышленного назначения гальванический цех завода выгодно отличается особой чистотой и культурой производства. В первую очередь это продиктовано высокими требованиями к качеству выпускаемой здесь продукции. Электрохимические процессы ведутся в специальных многоместных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля. Состав электролита разработан специалистами завода и защищен авторскими свидетельствами.
Более 150 тыс. никелевых копий выходит ежегодно из гальванического цеха завода.
ЧЕРНЫЕ ГРАНУЛЫ ДЛЯ ДИСКА
От экзотического (индийского) продукта жизнедеятельности тропических насекомых — шеллака до современных синтетических смол — такой путь проделала пластмасса для грампластинок за восемь десятилетий существования завода.
Современный рецепт пластмассы — это защищенная авторскими свидетельствами композиция на основе сополимера винил-хлорида с винилацетатом и различных добавок, придающих пластмассе необходимые свойства.
Высокое качество и технологичность пластмассы позволяют полностью обеспечить выполнение требований международного стандарта (МЭК 98) к электроакустическим параметрам грампластинок.
Благодаря высокой термостабильности, пластмасса может быть многократно использована в производстве без ухудшения качества продукции, что позволяет значительно снизить технологические отходы. Имея форму цилиндрических гранул, пластмасса легко транспортируется сжатым воздухом.
В цехе, где изготавливается гранулированная пластмасса, достигнута высокая степень механизации и автоматизации. Изготовление гранул ведется на специализированных экструзионных агрегатах.
Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением. Практически все технологические операции, включая загрузку основных компонентов, их дозировку, транспортирование и смешение, осуществляются автоматически и управляются оператором с центрального пульта.
12 тыс. тонн гранул ежегодно — таковы возможности цеха по производству пластмасс 0000FF"]РОЖДЕНИЕ
РОЖДЕНИЕ ПЛАСТИНКИ
Прессовый цех. Здесь замыкаются усилия всех рабочих и специалистов завода. Сюда поступают пластмасса, матрицы, инструмент, конверты и этикетки. Здесь завершается долгий и сложный путь рождения грампластинки, когда сдавленная мощным усилием пресса горячая "лепешка" пластмассы растекается между двумя половинками пресс-формы, "впитывая" в себя невидимые звуковые канавки. Цех оснащен полуавтоматическим и современным высокопроизводительным автоматическим прессовым оборудованием. В центре постоянного внимания — качество грампластинок. Первая пластинка, изготовленная после установки на пресс никелевых матриц, и затем каждая двухсотая тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления все отпрессованные грампластинки проходят суточную выдержку. Перед упаковкой в конверт проверяется внешний вид каждой грампластинки. Но окончательное "добро" дается в специальной лаборатории, где приготовленные к отправке грампластинки подвергаются выборочной проверке на соответствие всем требованиям международного стандарта МЭК 98, включая электроакустические характеристики.
Упакованные в красочные конверты, грампластинки Апрелевского завода отправляются во все концы страны и за ее пределы, доставляя радость всем любителям грамзаписи.