ГлавнаяMUSIC-STORE Регистрация

Вход

| RSSСуббота, 04.05.2024, 00:37
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SERJ  
Форум » Энциклопедия Музыки и Кино » Отечественные исполнители » Взрослые откровения детского поэта Энтина
Взрослые откровения детского поэта Энтина
SERJДата: Воскресенье, 08.08.2010, 17:56 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 628
Награды: 3
Взрослые откровения детского поэта Энтина

Впервые побывав в Донецке, автор «Антошки», «Прекрасного далека» и еще 600 известнейших песен сделал ряд неожиданных признаний.

«Умен, красив, интеллигентен поэт известный - Юрий Энтин!» - говорит он о себе. Всё - в точку! Этот год у Юрия Сергеевича юбилейный: 40 лет творческой деятельности, которую он отсчитывает с выхода бесподобных «Бременских музыкантов». И вот наконец-то впервые побывал в Донбассе!

А путь для 73-летнего поэта оказался нелегким: пришлось добираться из Питера, где он выступал, в Москву, сразу прыгать в самолет на Донецк, в нем же переодеваться в свой знаменитый костюм (полоски на пиджаке - в одну сторону, на брюках - в другую), а потом с трапа - на творческий вечер в цирк.

ДОНЕЦКИЙ СВИСТУН И ПЬЯНЫЙ ХИТ

- Юрий Сергеевич, как вам наши зрители?

- 3499 были хорошие, один - плохой. Тот, который свистел. Я его даже выгнать хотел, как школьных шалунов в свои учительские годы, когда преподавал историю.

- Вы были строгим учителем?

- Тех, кто разговаривал во время объяснения, просто выпроваживал из класса. Иногда бывало, что оставалось всего три-четыре человека. Среди них - и Антон Петров, ставший прототипом лентяя Антошки. Вызываю я его к доске, а он заявляет: «Это нам не задавали, это мы не проходили». О нем я написал стихотворение, к которому много лет спустя композитор Владимир Шаинский подобрал музыку. То, что получилось, мы принесли в «Детскую редакцию». Шаинский сыграл. Тамошнее руководство выпроводило его за дверь, а мне заявило: «Слова ничего, а музыка - безобразная! Дети ни в коем случае не должны такого слушать! Еще раз приведете этого странного человека - лучше к нам вообще не приходите!». С тех пор я в «Детскую редакцию» - ни ногой. А песню взяла взрослая редакция «С добрым утром!», где тогда работала Регина Дубовицкая, запустившая позже «Аншлаг».

- Вами написано множество хитов. Как угадать, что песня не затеряется, подхватится разными поколениями?

- Как-то я спросил у Шаинского: «Володя, а что такое шлягер?». Хит по-современному. «Это, - говорит, - то, что поют пьяные». Вспомнил я эти слова, стоя с женой на Садовом кольце часа в два ночи в ожидании такси. Вдруг вижу, через всё кольцо (шесть рядов!) идет поддатый гражданин и горланит: «Тили-тили! Трали-вали! Это мы не проходили, это нам не задавали. А на «парам-пам-пам!» вот так (показывает) подпрыгивает. Тогда я понял, что написал шлягер!

О ЯГОДИЧНО-СЕРДЕЧНЫХ УКОЛАХ И ПОЦЕЛУЯХ ЧЕРЕЗ ПЛАТОК

- Как давно вы создаете стихи?

- Писал их еще в школе, выступал на вечерах. Отчетливо помню, как в 13 лет я попал в больницу - мне вырезали аппендикс. Положили в огромную палату, где находилось около пятнадцати взрослых. Вдруг открывается дверь - входит красавица. Идет навстречу мне и несет замечательную такую… утку, для того, чтобы оправился. И я понял, что влюбился в эту прелесть (речь о женщине!) настолько, что, цитируя себя же, «подвиг готов совершить». Но не «для него», а для нее. И совершил. Сцепив зубы, встал с кровати (а операция прошла всего пару часов назад) и шаркающей походкой отправился в туалет. Под ее удивленным взглядом и аплодисментами прочих пациентов. В тот же день и родились стихи:

«Судьба смеется надо мной,

Ведь надо ж этому случится:

Какое счастье - я больной!

Какая радость - я в больнице!...»

а заканчивались они строчками: «…и не забуду я тебя, моя любимая сестрица»!

Кстати, одно из последних стихотворений тоже посвящено медсестре. Только уже другой:

Нет, не забуду я больницу,

И в ней веселое житье.

Вы так кололи ягодицу,

Что сердце тронули мое!».

Когда учился в пединституте (Юрий Сергеевич имеет высшее педагогическое (историк) и полиграфическое (редактор) образование - прим. авт.), там было огромное количество девушек, так что у меня имелось огромное поле деятельности. Всем писал записки, посвящения. Помню, на какой-то лекции целовался с одной девушкой через платок - тогда как раз гулял грипп. Увидев нас, одна преподавательница чуть в обморок не упала. Что, думает, за безобразие-извращение?

Проработав около семи лет редактором в «Мелодии», я почувствовал, что могу писать лучше, чем те стихи, что мне предлагали. Чувствовал, но не делал. А потом однажды шел с работы по Никитскому бульвару, где стояли газеты в рамах. Просматривая заголовки, ухватил один, соответствующий моему настроению: «Почему дети поют взрослые песни». Вчитался в эту искреннюю умную статью, где писалось, что детям навязываются идеологические песни, поэтому они подыскивают из взрослых то, что кажется им близким. Например, «трутся спиной медведи о земную ось» - ребятишки представляют какую-то конкретную ось, о которую чухаются мишки. Или такой хит тех времен: «Давай никогда не ссориться! Никогда, никогда! Давай навсегда помиримся! Навсегда! Навсегда!». Это же типичная детсадовская песня, а вовсе не эстрадное творение о любви! В общем, я подумал, что смогу стать тем человеком, который сумеет дать малышам то, чего им не хватает. И тут очень вовремя возникла идея «Бременских…»

ДИВАННОЕ ПИСАНИЕ И ДОМ культЮРЫ

- Как рождаются ваши стихотворения? Знаю, что «Песню Водяного» из «Летучего корабля» вы создавали в ванной…

- После меня стало модно рожать в ванной, - вставляет Энтин. Отсмеявшись, пытаюсь продолжить мысль:

- Композицию «Вжик-вжик-вжик - уноси готовенького!», которую в «Достоянии республики» исполнил Андрей Миронов, писали, фехтуя с карандашом у зеркала. Всегда ли это так экстремально?

- 95 процентов моих стихов написаны полулежа на диване. Бумаги рядом - на полу. Пользуюсь ручкой, а то и карандашом. Иногда писал в ежедневниках, многие из которых, с оригиналами «Антошки», «Чунга-Чанги» и других, находятся в Доме культЮРЫ - своеобразном музее на территории моего подмосковного дома.

- Детская песня не вписалась в рыночную экономику. Как вы сумели приспособиться к новым условиям?

- Несмотря на происки пиратов, копирующих мои диски, я научился зарабатывать, причем раз в десять больше, чем в советское время. Выпускаю песни, делаю разные программы, издал в новом веке около 100 книг: азбуки для мальчиков и девочек, загадки, частушки. Мной также зарегистрирован торговый знак «Чунга-Чанга». Это новое слово, придумано много лет назад, когда я, увидев афишу «Балет на льду», режиссер Чанга, добавил к этой фамилии «Чунга». Так получился чудо-остров, название которого нельзя использовать без моего разрешения. Между прочим, сейчас со мной пошла на мировую, выплатив солидную сумму, сеть магазинов, продающих в Москве… мыло «Чунга-Чанга». Оно черного цвета и якобы обладает эффектом омоложения мужчин.

ЦЕНЗУРНАЯ ДУРЬ

- Многие ваши песни цензура не пропускала. Опишите самые нелепые случаи.

- О них можно целую книгу написать. Были какие-то удивительно нелепые придирки. «Ничего на свете лучше нету» запретили петь даже Льву Лещенко, который на тот момент был солистом радио и телевидения. Всех смутила фраза «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы».

- И что в ней крамольного?

- Слово «свобода». Не забывайте и то, что дворец тогда был один - Дворец съездов. Представляете эффект, когда Олег Анофриев, исполнитель почти всех песен в «Бременских…» затянул мое творение под заманчивыми сводами этого здания? Досталось даже «Лесному оленю» - безобиднейшей песне, которую обвиняли в… цыганщине. А в «Литературной газете» как-то вышла статья «Герой без роду и племени», где клеймили Чебурашку, придуманного Успенским. Заодно досталось и мне. Почему, мол, так мало стихов о нашей стране, зато на каждом углу распевают об острове, где «жить легко и просто».

Единственное, что прошло на ТВ без проблем - это «Голубой Щенок». Когда через некоторое время я узнал, что этот цвет имеет столь странный подтекст - тягу мужчин к мужчинам - был просто ошарашен! Между прочим, первоначальный вариант музыки, написанной Давидом Тухмановым к «Голубому Щенку», не приняли. И позже изначально мультяшная мелодия пришлась к словам Владимира Харитонова, автора «Дня Победы». Так родился «Как прекрасен этот мир».

«МНЕ КРИЧАЛИ: «ДУШИ ЕГО! ДУШИ!»

Между прочим, «Голубой Щенок» - это повесть венгерского писателя о… притеснении белыми американцами темнокожих. Произведение о расизме! - просвещает Энтин. - Но я всегда избегал политики, так что переделал ее, написав об интеллигентом, талантливом, тихом человеке, который просто не похож на других.

- То есть, где-то о себе?

- Отчасти... Хотя, несмотря на видимую тихость, я никогда не давал себя в обиду. Помню, когда приехал из Оренбурга в начальную школу Москвы, там были довольно жесткие нравы. Немало доставалось и еврейским мальчишкам. Но меня побаивались и уважали. Потому что я настолько яростно оборонялся - не подходи! И это со мной - всю жизнь. Как-то, когда я только встречался с будущей женой, сидели мы на лавочке на Пушкинской площади и разговаривали. Вдруг подсел к ней какой-то парень, стал приставать, попытался даже цапнуть. А я вскочил и со страшной силой - ногой его! Да так, что лавочка чуть не перевернулась… Он очухался, выхватил финку. Я же, словно не замечая, опять бросился на него. И тогда он побежал. Я - за ним! Долго гнал - у меня ведь разряд по бегу...

А в 1967 году, - продолжает Юрий Иванович, - после «шестидневной войны» Израиля и Палестины (СССР поддерживал арабские страны), еду я в трамвае к Курскому вокзалу. И один из пассажиров - крепкий мужик - удивленно так на меня посмотрел и говорит: «Надо же - еврей!». И дал мне пощечину. Я схватил его, повали на сидение, стал душить. Он хрипит что-то типа «Спасите!», а прочий люд внимания не обращает. Кто в окно смотрит, кто в газету… А кондукторша, простая русская женщина, встала вдруг на мою сторону. «Души его! Души!», - подбадривает. Оттащил меня лишь водитель, которому пришлось для этого остановить трамвай…

ТАНЕЦ И КАРТОШКА ПРИНЕСЛИ ЛЮБОВЬ

- С супругой, Мариной Леонидовной, вы вместе более сорока лет. Поделитесь секретом семейного долгожительства.

- Мы ушли с работы в один день и всё время находимся вместе. Так что надоели друг другу, конечно, ужасно, - делает паузу, хитро улыбается. - А еще у нас по множеству вопросов, особенно бытовых, абсолютно противоположное мнение. Даже в гороскопе написано, что брак наших знаков (я - Кабан, а она - Дракон) долго не протянет. Уж очень мы разные. Но несмотря на все эти нестыковки у нас есть одно общее, перевесившее остальное. Мы любим друг друга. Если я три дня отсутствую, мне уже физически не хватает жены. Хочется обнять ее, поцеловать…

- Если ссоритесь, кто первым идет на контакт?

- Наверное, всё же она… Утром я, помня, как мы ругались вечером, встаю хмурый. А Марина машет рукой: «Привет, Юрка!». И всё, я уже не могу больше дуться…

- Юрий Сергеевич, применимы ли ваши строки

«Хоть муж в семье глава,
Но в случае скандала
Жена всегда права -
Жизнь это доказала»

к вашей же семье?

- Надо же… Где вы это вычитали? Наверное, всё-таки Марина, которая, закончив философский факультет МГУ, работает в нашем доме концептуалистом. Пишу стихи, а она объясняет мне, о чем, собственно, они… Я ведь просто придумываю сюжет. Мои герои живут сами по себе, в естественных обстоятельствах. Точно так мы придумывали с Василием Ливановым и Геннадием Гладковым «Бременских музыкантов» - легко и непринужденно.

- Правда, что ваш роман был связан с картошкой и танцами?

- Это Марина призналась, что когда пришла литературным редактором в «Мелодию», где я уже работал лет семь-восемь, был у нас какой-то банкет. И я танцевал чарльстон, чем ее покорил. А картошка… Так получилось, что вскоре нас отправили в поле ее собирать. Мы с Мариной оказались рядом в автобусе. Она мне очень приглянулась - симпатичная блондинка. И я посвятил ей строки, которые заканчивались так:

«Я затянул стихи немножко,
Но ты не хмурь, Маринка, бровь.
Любовь, конечно, не картошка,
А может, всё-таки любовь?!»

Выяснилось, что именно любовь...

О ШЕСТИНОГИХ И ПРОБЛЕМАХ

- Марина Леонидовна тогда была замужем?

- Да, я увел ее... Мне досталась женщина с удивительным ребенком, которому тогда было два с половиной года. Леня обожал насекомых, заразив этим и меня. Около 40 лет мы создаем совместный проект - «О многих шестиногих». Выпустили издание из четырех книг, причем одна - с картинами, нарисованными Леонидом маслом, дисками с песнями (мы написали их с Давидом Тухмановым, а озвучили букашек-таракашек, причем, бесплатно, известнейшие артисты - Алексей Петренко, Любовь Полищук, Наталья Гундарева, Михаил Боярский, Николай Караченцев, Ефим Шифрин, Ирина Муравьева, Людмила Гурченко, Дмитрий Харатьян) и профессиональной фонограммой (записями-минусовками, каждая из которых стоит минимум 2,5 тысячи долларов). К тому же - 36 эссе, написанных артистами, спевшими за насекомых. А еще Леонид снял мультфильм, который сейчас дорабатывается...

- А когда можно ждать его выхода?

- Я не знаю, как в вашей стране, а в нашей - никогда. Потому что ни один песенный мультфильм за последние 25 лет на экран не вышел. Начиная с 1985 года, с перестройки Горбачева, была практически ликвидирована детская песня. В рыночную экономику она не вписалась, диски тут же копируют пираты. Несколько проектов, в которых я участвовал, пошли прахом. Среди таких - мультфильм «Приключения Самоделкина». До сих пор не выплатили гонорар за шесть песен, написанных мной с Евгением Крылатовым к детскому фильму, продюсером которого является известный актер Михаил Пореченков.

А «ЧУНГА-ЧАНГУ» ТРОГАТЬ ЗАПРЕЩЕНО!

- Но ведь отступать - не в ваших правилах. Как сумели приспособиться и к новым условиям?

- Я, действительно, научился зарабатывать, причем раз в десять больше, чем в советское время. Жаль только, что заработки эти не всегда связаны с творчеством напрямую. Я, конечно, выпускаю диски, делаю разные программы, издал в новом веке около 100 книг: азбуки для мальчиков и девочек, загадки. Есть даже книга частушек, где, в частности, имеются частушки-чернушки. К примеру, такая:

«Чтобы шумом не мешать

В нашем доме жителям,

Мне папаша подарил

Пистолет с глушителем».

Я же без глушителя хочу предупредить некоторых коммерсантов: «Иду на вы!». Мной зарегистрирован торговый знак «Чунга-Чанга». Это новое слово, придумано много лет назад, когда я, увидев афишу «Балет на льду», режиссер Чанга, добавил к этой фамилии «Чунга». Так получился чудо-остров. Теперь в доме висит диплом «Об изобретении» - два года специальная комиссия изучала этот «чунга-чанговский» факт. Без моего разрешения нельзя использовать это название, иначе за дело возьмется мой юрист. Между прочим, сейчас со мной пошла на мировую, выплатив солидную сумму, сеть магазинов, продающих в Москве… английское мыло «Чунга-Чанга». Оно черного цвета и якобы обладает эффектом омоложения для мужчин. Вот женщины почему-то не могут им омолодиться, а мужчины - запросто!

ЧТО ШЕПНУЛ НА УШКО КАРАЧЕНЦОВУ

- Я часто хожу на записи, люблю это дело, - рассказал Энтин. - Мне кажется, что у меня кроме отмеченного многими поэтического таланта (имею право сказать в почти 74 года) есть и режиссерский. Который просыпается именно тогда, когда идет запись песен. Помню, снимался фильм «Чокнутые» Аллы Суриковой. Там пять моих песен, две из которых исполнил Николай Караченцов. И вот он записывается на «Мосфильме». Как ни мучается - ничего не получается! Я долгое время стоял в сторонке, глядя на эти страдания, а потом попросил выключить микрофон, подошел к Караченцову, и тихонько говорю: «Коля, ты никогда не споешь чисто, как тебя здесь заставляют. Ты не умеешь, это тебе не дано! Но ты талантливый человек и берешь харизмой, своим необычным голосом... Плюнь на них, слушай меня! Спой как ты хочешь, как чувствуешь!». Он послушался, и вскоре все аплодировали - сначала ему, потом - мне. «Что ты сказал ему, что сказал?» - пытали меня. Им не признался, а вам - признаюсь!

КАК ПРОСЛУШИВАЛ КОБЗОНА

Юрий Сергеевич дружен с нашим земляком, Иосифом Кобзоном. Тот участвовал в концерте в Кремле, где пел ряд песен на стихи Энтина, а однажды на банкете подсел и попросил прослушать, как он исполнил две детские песни для своих внучек. Мол, хочется услышать мнение специалиста.

«Его помощники привезли мне их в тот же день, - вспоминает поэт. - Это оказались композиции из мультфильма «Кот Леопольд». Я прослушал, позвонил, говорю: «Одобряю, пойте для детей и дальше. Есть лишь один недостаток - это не мои песни». Позже я подарил Кобзону свою книгу с дарственной надписью: «Все дела на свете бросив, эти песни пой, Иосиф!».

«Я ВЫСОЦКОГО НЕДООЦЕНИВАЛ»

- Пластинку Высоцкого впервые издали именно на «Мелодии». Не обошлось ведь без вашего участия?

- Это, действительно, была моя инициатива, поддержанная эстрадной редакцией. Мы задумали своеобразный заговор. Ранее Высоцкий издавался только для магнитофонных записей. Но тут как раз вышел фильм «Вертикаль» и была особенно популярна песня «Если друг оказался вдруг…». И я сказал руководству: «Вы будете идиоты, если упустите этот момент. Это чистые честные стихи, талантливая музыка». Ту гибкую пластинку выпустили шестимиллионным тиражом! Владимир получил солидный гонорар. Помню, его тогдашняя жена, Люся Абрамова, пришла: «Дайте я вас расцелую!». С самим Высоцким я познакомился позже, когда делал спектакль в театре на Таганке. Друзьями мы не были, скорее - приятелями. Позднее, видя меня на студии грамзаписи, он часто пел мне свои новые вещи. Еще у нас сложилась традиция: если Володя видел меня где-то на улице, он издали кричал: «Мы с тобой одной крови - ты и я!». А далее уже не по Киплингу: «Я «развращаю» взрослых, ты - детей!».

Честно скажу, я Высоцкого недооценивал, - вздыхает Энтин. - Более того - был уверен, что пишу лучше. Даже говорил с ним свысока, похлопывал по спине: дескать, давай-давай, дерзай! Он, впрочем, это воспринимал вполне нормально.

В полной мере я осознал, что такое Высоцкий, когда Ролан Быков познакомил меня с поэтом, писателем и драматургом Михаилом Львовским. Он собрал, разбив по циклам, колоссальную коллекцию песен Владимира и не только его. И мы всю ночь слушали песни Высоцкого. Я был потрясен. Этот человек описал всю историю нашей страны того времени. Не было уголка, который бы не затронуло его перо! Мне кажется, что он, как и Пушкин, умер по большей части от того, что не представлял, о чем еще мог бы написать…

- Страна Советов была намного меньше Страны Детства, поэтому у вас темы никогда не иссякнут. Исследуйте ее как можно дольше!

 
SERJДата: Воскресенье, 08.08.2010, 17:57 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 628
Награды: 3
Бьют часы на старой башне.
ьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола..
Провожая день вчерашний,
Бьют часы на старой башне:
Будет, будет даль светла!

Бой часов, как ключик золотой,
Двери утром весело открой!
Окна утром настежь распахни,
Сумрак ночи с улиц прогони.

Бьют часы на старой башне,
То, что ночью было страшным,
Светом залито дневным.
То, что ночью было страшным,
Стало теплым и домашним,
Стало милым и смешным.

Бьют часы на старой башне,
В этом мире должен каждый
Не спешить, не отставать.
В этом мире должен каждый
Слушать время и отважно
В ногу с временем шагать!

 
Форум » Энциклопедия Музыки и Кино » Отечественные исполнители » Взрослые откровения детского поэта Энтина
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Нас Сегодня Посетили
,

Статистика Форума
Последнии Темы Читаемые Темы Самые Активные Новые Пользователи

The 44s

(0)

Gotthard

(36)

borler

(2659 Постов)

SERJ

(628 Постов)

Bolik

(465 Постов)

Nord12

(316 Постов)

igoryok63

(232 Постов)

tol

(171 Постов)

bytok

(131 Постов)

AIR

(113 Постов)

Totenkopf

(103 Постов)

rasta

(79 Постов)

htaletdfjo

(29.04.2024)

xtaletstvw

(20.04.2024)

rtaletgufo

(12.04.2024)

ltaletzoex

(11.04.2024)

ftaletyrhy

(08.04.2024)

Geraldviepe

(03.04.2024)

Peterwek

(02.03.2024)

stalettbtw

(29.02.2024)

EmagsPedearerve

(27.02.2024)

PinUz241P

(17.02.2024)

Music-Store © 2008-2024