Добры Молодцы Популярный на всём протяжение 70-х ленинградский ансамбль ДОБРЫ МОЛОДЦЫ был создан в середине 1969 и одним из первых в стране предпринял попытку соединить фольклорные мотивы с битом и хард-роком, хотя их репертуар - в традициях жанра ВИА - простирался от кавер-версий хитов 60-х до заурядной советской эстрады.
ДОБРЫ МОЛОДЦЫ стали логическим развитием идеи одной из первых в Питере самодеятельных поп-групп АВАНГАРД-66, которая, в свою очередь, выросла из джазового секстета, организованного в декабре 1964 Александром Петренко. Летом 1965, привлечённые звуками долетавшей в Россию с Запада поп-музыки, молодые джазмены без сожалений расстались с тромбонами и трубами, начав спешно осваивать гитары, а в начале следующего года взяли имя АВАНГАРД-66 и дебютировали в составе: Александр "Алик" Петренко, Борис "Боб" Самыгин и Евгений Броневицкий, гитары, Владимир Антипин, бас, Лев Вильдавский, ф-но и Евгений Маймистов, барабаны.
После того, как Анатолий Васильев переманил Броневицкого и Вильдавского в оригинальный состав ПОЮЩИХ ГИТАР, а их место занял "питерский Элвис", студент филфака Университета Вячеслав Мостиев, состав АВАНГАРДА надолго стабилизировался. Группа получила постоянный ангажемент в, фактически, первом питерском молодёжном кафе "Эврика" и собирала толпы поклонников со всего города, что в, конце концов, вынудило администрацию уволить слишком беспокойных, хотя и приносивших доход артистов.
Во второй половине 60-х АВАНГАРД-66 несколько раз выезжал на гастроли от Донецкой филармонии (в одной из таких поездок они отыскали и в первый раз привезли в Питер молодого, но одарённого Юрия Антонова), после чего без ощутимых последствий возвращались в любители. Они пользовались культовой популярностью у себя в городе, но неопределённость любительского статуса и стремление развиваться в музыкальном отношении заставляли группу искать пути на проф.сцену.
В мае 1968 Иосиф Вайнштейн пригласил АВАНГАРД в состав своего знаменитого джаз-оркестра, который в то время от работы на танцах перешёл к гастролям под эгидой Ленконцерта. Мостиеву обстоятельства не позволили принять это приглашение, и он окончательно пропал, однако, за период сотрудничества с Вайнштейном в группе отметились саксофонист Всеволод Левенштейн и певец и клавишник ЛИРЫ Владимир Петров, которого после гастролей в Петрозаводске сменил Валерий Милевский - в 50-х он возглавлял свой оркестр и первым в Питере исполнил со сцены рок-н-ролл, а у Вайнштейна играл на вибрафоне и превосходно пел Синатру.
С приходом осени АВАНГАРД-66 ушёл от Вайнштейна (где их также ненадолго сменила ЛИРА) и нашла работу в ДК Моряков. Там группу разыскал концертный администратор Григорий Гильбо, с подачи которого она - ещё под прежним именем - устроилась в Читинскую филармонию, купила фирменную аппаратуру и начала гастролировать по стране. В этот период с группой играли Милевский и старший брат Алика, альт-саксофонист Игорь Петренко, а в начале 1969 к ним добавился певец Владимир Кириллов (экс-КОНДОР, ЛИРА).
Осенью 1969 АВАНГАРД приехал в Питер и дал концерт в ДК им. Дзержинского. Его посетил директор Ленконцерта Г.М. Коркин, но взять музыкантов к себе не решился. В группе начались разногласия, в результате чего её один за другим покинули сначала Игорь, потом Алик Петренко, а затем и Милевский. Группа уволилась из Читы и, фактически, распалась.
Вернувшись в Питер в конце 1969, Антипин, Самыгин, Маймистов и Кириллов собрали новый состав: соло-гитаристом стал Михаил Беляков из ФАВОРИТОВ, клавишником Владимир Шафран, а духовую секцию составили уже игравший с ними Всеволод Левенштейн, альт-саксофон, Ярослав Янса, труба, и Александр Морозов, тромбон. Янса с Шафраном вместе работали у Эдди Рознера; кроме того, Янса, Морозов и Левенштейн ранее встречались в оркестре Вайнштейна. Вслед за этим в Питер приехала делегация из Москвы, которая предложила им работать от Росконцерта. Тогда же название АВАНГАРД-66 было окончательно сдано в архив, и группа взяла название ДОБРЫ МОЛОДЦЫ. Формального лидера у них не было, но ставку художественного руководителя занял Левенштейн, взявший ввиду этого сценический псевдоним Всеволод Новгородский.
На протяжение первой половины 70-х МОЛОДЦЫ много гастролировали по стране, неизменно принимаемые публикой на ура; их репертуар составляли обработки русских народных песен (в которых они демонстрировали разложенное на две октавы многоголосие), собственные песни (главным образом, пера Антипина), а второе отделение, особенно, поначалу, отводили под импортный материал: THE BEATLES, оркестровый поп THE FORTUNES, соул THE FOUR TOPS и джаз-рок CHICAGO и BLOOD, SWEAT & TEARS. Значительную роль в формировании программ группы сыграли режиссёр Борис Гершт (с телевидения) и хормейстер Валентин Акульшин из первого состава ДРУЖБЫ.
В июне 1970 Белякова сменил Николай Резанов из легендарных ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ, но той же осенью и он ушёл - гитару взял в руки сначала ветеран АВАНГАРДА Алик Петренко, а несколько месяцев спустя Пётр "Пит" Крылов. Одновременно с Петренко в ДОБРЫХ МОЛОДЦАХ появился их старый знакомый, Юрий Антонов, который принёс в репертуар группы несколько своих номеров, в т.ч. ставшую для них программной песню "О добрых молодцах и красных девицах" ("Помню, в детстве я..."). Тогда же у МОЛОДЦЕВ появилась и первая "девица", певица Светлана Плотникова, а Янсу сменил трубач Георгий Чиков.
Неизбежный бич ВИА, текучесть кадров, до поры затрагивал ДОБРЫХ МОЛОДЦЕВ лишь косвенно: питерский костяк группы долго оставался неизменным, хотя за эти годы через группу прошло несколько музыкантов. Кириллова, который в мае 1971 ушёл в АРСЕНАЛ, сменил Роман Власенко (экс-АЛЫЕ ПАРУСА), а на место Плотниковой пришла Валентина Олейникова.
В начале 1972 новыми участниками группы стали гитарист Анатолий Бортник, трубач Владимир Василевский (оба работали с Анатолием Кроллом) и поющая гитаристка Жанна Бичевская (из оркестра Олега Лундстрема). Бичевская пела в концертах ДОБРЫХ МОЛОДЦЕВ несколько своих номеров, но принимала участие и в исполнении их песен. Антонов неизбежно ушёл в соло-карьеру и какое-то время колесил по стране с ВИА МАГИСТРАЛЬ, а потом начал записывать свои песни на пластинки.
В 1973 ДОБРЫ МОЛОДЦЫ и сами дебютировали в звукозаписи, исполнив песню "Я еду к морю" на авторском диске Давида Тухманова, а в 1974 записал свою первую пластинку-миньон с песнями Антипина и кавером хита THE FORTUNES "Freedom Come, Freedom Go" (которая в русском варианте получила название "Золотой рассвет").
Позднее в том же году в ДОБРЫХ МОЛОДЦАХ произошла первая большая смена состава: ушли Шафран, Кириллов (он вернулся в группу в 1972), Морозов и Василевский. Их места заняли: питерский клавишник Владислав Петровский, певец из Тулы Сергей Кукушкин, Евгений Поздышев (экс-Кролл), труба, и Анатолий Куликов (экс-Лундстрем), тромбон. Бичевская тоже отправилась в одиночное плавание. Когда весной 1973 Антипин перешёл в вокальную группу, новым бас-гитаристом стал Владимир "Царь" Васильев (экс-ЛИРА). Примерно тогда же в рядах ДОБРЫХ МОЛОДЦЕВ появился ещё один певец Николай Коржов.
Левенштейн в 1974 покинул МОЛОДЦЕВ, вернулся в Питер и играл на танцах с МИФАМИ и со своей группой ЛЮДИ ЛЕВЕНШТЕЙНА. В конце 1975 он эмигрировал в Великобританию и вскоре добился там известности как ведущий музыкальных программ русской редакции ВВС под старо-новым именем Сева Новгородцев, а художественным руководителем ДОБРЫХ МОЛОДЦЕВ стал московский клавишник Анатолий Киселёв.
Ещё одним ярким музыкантом, который пришёл к МОЛОДЦАМ в эти смутные годы, стал певец и автор песен из Москвы Александр Лерман (экс-СКОМОРОХИ, ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН, АРАКС). В марте 1974 Васильев ушёл в UP & DOWN и далее в ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ - на бас-гитаре его сменил Пётр Макиенко, который работал с Гюли Чохели в ВИА КРЫЛЬЯ и аккомпанировал молдавскому певцу Александру Козаку (экс-НОРОК).
Роковым для ДОБРЫХ МОЛОДЦЕВ стал концерт в московском Театре Эстрады 13 января 1975, вызвавший недовольство у каких-то чиновников от культуры. Их вызвали на ковёр в дирекцию Росконцерта, однако, уставшие от изматывающих гастролей и невозможности записывать свой материал музыканты сами сделали первый шаг и подали заявления об уходе. Росконцерт легко отпустил их, но оставил себе название группы. Петровский остался в Москве, а позднее стал участником ЦВЕТОВ.
В том же году Киселёв, Власенко и появившийся незадолго до этого певец из Омска Александр Пономарёв собрали новую версию ДОБРЫХ МОЛОДЦЕВ, в которую набрали московских и провинциальных музыкантов. В середине 1975 они спели "Сердце, моё сердце" в знаменитом альбоме Давида Тухманова "По волне моей памяти" (в записи участвовал и Лерман), а в 1977 записали серию песен А.Флярковского на стихи А.Дидурова для художественного фильма "Розыгрыш" (в т.ч. "Бабочки летают").
Позднее ДОБРЫ МОЛОДЦЫ, подобно большинству ВИА, продолжали колесить по стране, выпустили десяток пластинок с песнями советских композиторов (за редким исключением, вроде "Кентавров" Е. Крылатова, вполне банальные), в 1982 записали саундтрек к популярному новогоднему телефильму "Чародеи" и существовали, по крайней мере, до середины 80-х, после чего бесследно исчезли. Власенко в начале 80-х организовал собственную группу ГАЛАКТИКА, добившуюся успеха на волне перестроечного бума хард-энд-хэви. Макиенко играл в ЭВМ.
Снова оказавшись дома, Антипин, Маймистов и Самыгин устроились в ВИА КАЛИНКА, но в течение следующих двух лет разошлись, кто куда. Первые двое работали в варьете ресторана "Кронверк", а Самыгин во Дворце Молодёжи. В начале 90-х Антипин нашёл себя в Большом Театре Кукол. Кроме того, с 2004 он изредка выступает с возрождённой КАЛИНКОЙ и ретро-супергруппой ГОСТИ ИЗ ПРОШЛОГО.
За прошедшие годы бывших МОЛОДЦЕВ разбросало по свету: Левенштейн и поныне живёт в Лондоне; там же, выйдя замуж за шведа, оказалась Света Плотникова. Маймистов и Шафран ныне - граждане Соединённых Штатов. Антонов и Бичевская добились известности под своими именами, а Резанов - как БРАТЬЯ ЖЕМЧУЖНЫЕ. Ещё в 80-х из жизни ушли Владимир Кириллов и Сергей Кукушкин. К сожалению, весной 2000 от сердечного приступа умер один из основателей группы, Борис Самыгин, а в мае 2006 Николай Резанов.
В 1996 Moroz Records переиздала часть записей ДОБРЫХ МОЛОДЦЕВ на дисках и кассетах "Помню в детстве я..." и "И вечная любовь". На рубеже третьего тысячелетия в Москве появились новые ДОБРЫ МОЛОДЦЫ. Они поют старые песни ансамбля, но никого из его подлинных участников в их составе нет