Альбом распространялся под именем “Рецитал”, а не “А. Кальянов”, так велела мода - спрос на ансамбли превышал спрос на солистов примерно раз в сто, поскольку само слово “ансамбль” автоматически подразумевало ультрасовременность исполняемого им репертуара, а все пофамильно обозначаемые певческие единицы, за исключением “блатарей”, автоматически записывались в “эстрадный официоз”, сиречь по умолчанию не поспевающих за модой лиц.
Сам же ансамбль “Рецитал” без Кальянова с солирующим руководилем Русланом Горобцом, то есть как бы в своей собственной ипостаси, всё же представлен на этом альбоме в виде дописки, будем считать её “синглом”. О, это мал золотник, да дорог! Во второй половине 1984-го года песня “Летучий голландец” (именно в этом исполнении) занимала едва ли не первое место на дискотеках. В последующие годы, в связи с сущестованием исключительно в качестве дописки к “Свежему запаху лип”, (на редких сохранившихся плёнках, в связи с разбросанной и неполной переиздачей кальяновского материала на компакт-дисках) была практически утеряна.
“Рецитал” и А. Кальянов (1984-86)
Александр Кальянов не нуждается в представлении, да и записи его сегодня при желании доступны в полном объёме, но не представляется возможным обойти вниманием первые альбомы певца, записанные в 1984-86 гг, ещё до обретения им официального признания в виде телеэфиров и пластинок (1987-89 г.)
Это было самодеятельное творчество профессионалов в его чистом виде. Альбом “Свежий запах лип” (1984) был любительским певческим дебютом А. Кальянова, работавшего тогда звукорежиссёром у Аллы Пугачёвой. Инструментальное сопровождение исполнялось пугачёвским аккомпанирующим ансамблем “Рецитал”, всю музыку и некоторые тексты написал тогда ещё никому не известный начинающий композитор Игорь Николаев, отвечавший также за клавишные партии и “подпевки”, так что этот альбом можно считать одновременно и дебютным авторским альбомом последнего. Стихи песен были со вкусом подобраны из произведений самых талантливых современных поэтов: Евтушенко, Вознесенского, Куняева. В результате сочетания характерного кальяновского тембра голоса, тематических текстов и безупречных аранжировок, на свет родился ещё один неповторимый стиль, которому невозможно было подобрать определения и аналоги. Впервые в неофициальных фонотеках 80-х появились песни, адресованные не легкомысленной молодёжной аудитории, а более серьёзному слушателю - подпадающему под категорию “мужчин среднего возраста” - сорокалетним ровесникам лирического героя этих песен. Странно, но до этой поры песенных жанров, старающихся затронуть струны душ “настоящих мужчин” почти не существовало. Конечно, были “большие мужские” песни именитых советских авторов, но в них, как правило, поднимались соответственно и большие, более общие проблемы, там не находилось места интимным, чаще всего скрытым за семью стальными замками мужским переживаниям, внутренним конфликтам и т.п. С другой стороны по тем же струнам пытались бряцать только лишь “блатные” певцы, чья назойливо неглубокая однотипность и часто патологичность эмоций не могла, конечно, утолить жажды духовного резонанса.
И вот в 1984-м году спокойным, дружески доверительным басом Кальянова зазвучали, при этом нисколько не жертвуя современностью и модностью звучания, песни о настоящей дружбе, о тоске по дому, о тяжести расставаний, радости встреч, о глубоких чувствах к женщине, непростых, порой запутанных отношениях с нею, об осмыслении и переосмыслении собственной жизни - “кризис среднего возраста”, комплекс мощнейших драматических переживаний, которого не избежать ни одному мужчине - получил, наконец, свой рупор.