ГлавнаяMUSIC-STORE Регистрация

Вход

| RSSЧетверг, 25.04.2024, 15:25
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SERJ  
Форум » Энциклопедия Музыки и Кино » Отечественные исполнители » Песни Фельцмана звучат в космосе
Песни Фельцмана звучат в космосе
SERJДата: Пятница, 27.08.2010, 19:35 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 628
Награды: 3
Песни Фельцмана звучат в космосе

18 февраля Оскару Борисовичу Фельцману, автору советских шлягеров «Ландыши», «Венок Дуная», «Огромное небо», «Я верю друзья» и многих других, исполняется 87 лет. Его музыка первой зазвучала за пределами Земли и продолжает сопровождать космонавтов в каждый полет, став уже своего рода суеверием. Несмотря на почтенный возраст, музыкант, по его собственному выражению, «не сидит дома на диване», а, напротив, ведет активную гастрольную жизнь и продолжает радовать публику новыми произведениями. Причем в последнее время внимание композитора все больше сосредотачивается на национальной еврейской музыке. Накануне дня рождения Оскар Борисович побеседовал с корреспондентом Jewish.ru. — Оскар Борисович, для начала хотелось попросить Вас подробнее рассказать о Вашем происхождении и поинтересоваться, чем вызвана проснувшаяся тяга к еврейской музыке?

— Я родился довольно давно, это было еще в начале прошлого века, в 1921 году, в Одессе. Я никогда не думал, что столько проживу на белом свете. Я бесконечно благодарен судьбе и хочу еще пожить и поработать. Мой отец был известным хирургом в Одессе, а мать занималась хозяйством. Я был единственным ребенком в семье. И еще были дедушка и бабушка. Они были евреями верующими и постоянно посещали синагогу во дворе нашего дома. Когда я уже подрос, мне стало любопытно и иногда они брали меня с собой. Там было интересно, как в каждом молельном доме, но кроме этого, там было много хорошей музыки и песен. И с тех пор еврейские песни и еврейская музыка вошли в мою душу.

Во время войны был такой случай. Я оказался в Новосибирске, и в то же время там в эвакуации находился Белорусский еврейский театр. Они услышали обо мне и попросили написать музыку к еврейским спектаклям. Я сказал, что могу. Они предложили мне музыкальные сборники и сказали, что для меня будут петь артисты, чтобы я знал, что такое еврейская музыка. Я ответил, что мне не нужны сборники и не надо, чтобы артисты пели для меня, не надо мне ничего объяснять, потому что еврейская музыка еще из синагоги в Одессе стала частью меня. После они сделали меня заведующим музыкальной частью, главным дирижером и главным композитором. Я с удовольствием писал для Белорусского еврейского театра. И должен сказать: за все это время я ни разу не заглядывал ни в один сборник, ничего не изучал, а просто из головы писал еврейскую музыку, и у меня хорошо, органично получалось.

Прошли многие и многие годы, и, казалось бы, я к еврейской музыке не собирался возвращаться, не то чтобы я забыл, просто не было повода. Но в последние несколько лет я очень связан с местной еврейской общиной и даже с Берлом Лазаром. Он хорошо ко мне относится, и я его очень люблю. Я часто бываю в синагоге и стараюсь не пропускать мероприятия, на которые меня приглашают. Очевидно, под влиянием всего этого во мне снова проснулась тяга писать еврейскую музыку. Мне, как и в молодости, тоже ничего не нужно было изучать, потому что я с детства был на ней воспитан. И я написал целый ряд песен специально для Иосифа Кобзона, которого я очень люблю и с радостью с ним вместе работаю. Так, вскоре увидит свет новая песня, посвященная Холокосту, которую мы записали в паре с ним. Таким образом, через десятки лет я снова вернулся к еврейской музыке и очень этому рад.

— Вы довольно быстро стали популярным. Неужели государственный антисемитизм в Советском Союзе никак не сказался на Вашей карьере?

— Должен сказать, за всю жизнь я ни разу не сталкивался с проявлениями антисемитизма в отношении себя. Взять хотя бы Сталинскую стипендию, которую присудили мне, еврею, на втором курсе Московской консерватории. Я приехал в Москву в 1945 году, сначала учился в консерватории, потом уже писал песни, оперетты. Уже в 1948-м в Московском театре оперетты с большим успехом пошла первая моя оперетта «Воздушный замок». Мне тогда было 24 года, и я все считал, что я молодой композитор. Но так случилось, что меня почти что никогда не называли молодым композитором, потому что, несмотря на молодой возраст, в Московском театре уже шла моя оперетта. А в 1952 году в один и тот же день в Московском театре оперетты шла моя оперетта «Суворочка», а в Оперном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко – музыкальный спектакль «Шумит Средиземное море». И вот за эти несколько лет у меня – такой взлет, получилось уже три спектакля в Москве. Причем они шли не только в Москве, но и по всей стране. Меня уже никто молодым не называл, а говорили уже, что я солидный, потому что рядом шли оперетты Дунаевского, Милютина, для того времени это уже были люди в возрасте, со стажем. Только после того как я написал несколько оперетт, я начал писать песни.

— Чем был вызван переход к так называемому «легкому жанру»?

— В то время я очень дружил с выдающимися композиторами. Рядом со мной жили Дунаевский, Милютин, Соловьев-Седой, Фрадкин. В Союзе композиторов я с ними общался, слушал их песни и понял, что песня, которая идет 3,5-4 минуты может иногда дать людям больше, чем симфония, которая идет час, потому что в песне можно выразить очень и очень много. Серьезные песни играют очень большую роль в жизни людей. Песни – это огромный мир. И тогда я начал писать песни.

Первая песня, которую я написал, была на стихи Давидовича и Драгунского и называлась «Теплоход». Я ее написал где-то в 50-е годы, в начале. С того времени прошло полвека, а ее все поют. Я написал ее специально для Леонида Иосифовича Утесова. Сначала я проиграл ее своим товарищам, они ее высоко оценили и сразу определили для исполнения Утесову. Я тогда мало что понимал в песне и засомневался, а вдруг она плохая и мне будет неудобно, если я приду, а он мне откажет. Но они меня убедили, что ему точно понравится и он будет ее петь. Я позвонил Утесову, пришел к нему домой, проиграл эту песню, и он говорит: «Оскар, через две недели по всем радиостанциям будешь слушать, как я пою “Теплоход”».

В то время по радио с утра до вечера передавали не так много песен, часто повторяли, и я за несколько месяцев стал очень популярным композитором, написав всего одну песню. Я сразу почувствовал себя более устойчиво, тем более, вокруг были артисты, все хотели, чтоб я писал для них. В результате я осмелел и начал писать.

Давным-давно (я сейчас подсчитывал, сколько лет назад – около 50-ти) мне позвонили из сада «Эрмитаж», сказали, что там готовится концертная программа, и попросили написать какую-нибудь легкую танцевальную песню. На слова Ольги Фадеевой я очень быстро и легко написал песню и дал ее Гелене Великановой. Это были «Ландыши». После этого я уехал на юг и совсем про нее забыл. Через две недели я получил письмо, где прочитал, что вся Москва поет «Ландыши». Для меня это было как праздник, я так заволновался, что сразу поехал домой. Я хотел послушать, как это все происходит. Я приехал. И действительно на улицах ее пели. То есть популярность просто свалилась на меня: написал «Теплоход», потом «Ландыши» и стал знаменитым.

— Как Вы относитесь к современной песне?

— Мне часто задают этот вопрос и думают, что я начну говорить «кошмар», «ужас». Значит, я скажу так: сегодня, на мой взгляд, очень много серых, неинтересных песен, и я к ним отношусь плохо. Но среди этих серых песен попадаются и хорошие, и молодежь их подхватывает, и аплодирует, и танцует под них.

Я считаю, что без настоящей мелодии нет песни. Вот молодежь увлекается «Битлз», но ведь их песни мелодичные, возможно одну от другой отличить, поэтому они и завоевали весь мир. Кстати, и мы, композиторы, испытываем на себе влияние таких групп, как «Битлз». И у нас обязательно появляются современные новые ритмы, ведь жизнь развивается, не стоит на месте.

Теперь хотелось бы отметить, что все чаще можно услышать мнение о том, что композитору необязательно высшее образование, а достаточно хорошего слуха. В результате любители начинают писать песни. Я сам получил очень высокое образование, учился в Московской консерватории и пишу и симфоническую музыку, и балеты и т.д.. И должен сказать по опыту, что когда композитор пишет песни и хочет, чтобы это было настоящее творчество, он должен быть образованным человеком, владеть инструментами.

Если взять классиков: Бетховена, Шуберта, Чайковского, – то они писали не только симфоническую музыку, но еще и песни. И это, должен сказать, настоящие шедевры. С одной стороны, они очень доходчивые и в народе в свое время были популярны, но, кроме этого, они сделаны чистыми руками, высокообразованными людьми, гениальными композиторами. И вот по сравнению с тем творчеством, современное творчество проигрывает. Эта самодеятельность, на мой взгляд, никуда не годится. Надо, чтобы настоящей песней занимались настоящие профессионалы. И хочется, чтобы сейчас появлялись новые композиторы, которые принесут серьезные песни. Когда я говорю серьезные песни, это не значит, что это должна быть какая-то торжественная музыка с насупленными бровями, это может быть и самая танцевальная, какая угодно музыка, но необходимо, чтобы это было настоящее искусство, грамотное и красивое.

Как пример хочу рассказать о таком опыте. Как-то очень много лет назад у Соловьева-Седого, знаменитого композитора, что-то не получались новые песни. И я спрашиваю: «Вася, почему ты молчишь, почему не слышно твоих песен?» Он мне мудро ответил тогда: «Ты знаешь, я не понимаю, каких песен ждут от меня люди, когда я почувствую, что они хотят, чтобы я написал, тогда я напишу». Прошел год-два, он все не писал. А потом создал феноменальный цикл, в который вошли знаменитые «Подмосковные вечера». Это я к тому, что наши композиторы в своем творчестве отражают душу и плоть народа. Надо раньше почувствовать, как живет народ, а потом уже с ним разговаривать. Поэтому, честно говоря, я очень благодарен нашему народу за то, что я и сегодня – я сам понимаю – популярный человек, меня узнают, но самое главное, поют мои песни.

— Оскар Борисович, а как складывались Ваши отношения с еврейскими традициями?

— Когда я жил в Одессе, дедушка и бабушка, которые жили с нами в одном доме, придерживались религиозных и национальных традиций, и я с ними. А папа, хирург, был «интернационален». К великому сожалению, я на идиш не разговариваю. Так случилось, что меня никто этому не учил и я праздников не знаю, как и текста молитв на еврейском. Это где-то в моей душе существует, но молиться, как следует, я не умею.

А что касается еврейской общины, я страшно им всем благодарен. Меня выбрали членом совета общины, и я у них бываю на заседаниях, на праздниках. Вот сейчас будет съезд еврейских общин, я тоже пойду. В общем, русская культура – моя родная и национальная, но я бесконечно рад, что постоянно соприкасаюсь с культурой еврейской.

Беседовала Оксана Ширкина

 
Форум » Энциклопедия Музыки и Кино » Отечественные исполнители » Песни Фельцмана звучат в космосе
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Нас Сегодня Посетили
,

Статистика Форума
Последнии Темы Читаемые Темы Самые Активные Новые Пользователи

The 44s

(0)

Gotthard

(36)

borler

(2659 Постов)

SERJ

(628 Постов)

Bolik

(465 Постов)

Nord12

(316 Постов)

igoryok63

(232 Постов)

tol

(171 Постов)

bytok

(131 Постов)

AIR

(113 Постов)

Totenkopf

(103 Постов)

rasta

(79 Постов)

xtaletstvw

(20.04.2024)

rtaletgufo

(12.04.2024)

ltaletzoex

(11.04.2024)

ftaletyrhy

(08.04.2024)

Geraldviepe

(03.04.2024)

Peterwek

(02.03.2024)

stalettbtw

(29.02.2024)

EmagsPedearerve

(27.02.2024)

PinUz241P

(17.02.2024)

giannino1

(08.02.2024)

Music-Store © 2008-2024