Жанна Бичевская БИЧЕВСКАЯ Жанна Владимировна (род. 17.06.1944, Москва) — певица. Нар. арт. РСФСР (1988). Оставив медицину, о которой мечтала с детства, поступила, а затем окончила музыкальную школу по классу классической шестиструнной гитары и одновременно ГУЦЭИ (1971), где ее педагогом была И. П. Яунзем. В период летних каникул ездила «за песнями»: с Дона привезла «Казачью притчу», из-под Саратова «Старинную волюшку», из Карелии— «Цветик мой» и др. Первый сольный концерт в Горьком в 1971.
Начав с исполнения крестьянских бытовых и обрядовых песен, вскоре Жанна Бичевская ввела в репертуар старинные городские романсы, баллады. Выходила к публике в скромном черном платье, с повязкой на голове, с гитарой в руках; держалась спокойно, чуть отрешенно, полностью отдаваясь песне. Ее исполнительская манера, принципиально отличавшаяся от существовавшего эстрадного канона «русской певицы» (нарушением «канона» стала и гитара, которой в совершенстве владела Жанна Бичевская), сформировалась под влиянием двух, казалось бы, весьма далеких друг от друга явлений песенной культуры: отечественной бардовской песни, переживавшей пору своего расцвета, и американских исполнителей народных песен, баллад, песен протеста Питера Сигера, Джоан Баэз («кантри-фолк»), записи которых Жанна Бичевская услышала в начале 60-х гг. И все же «вдохновителем» найденного ею стиля она называет Б. Окуджаву: в его исполнении под гитару ей довелось услышать старинную русскую песню «Матушка», которая наряду с некоторыми песнями бардов вошла в ее репертуар. Не без влияния бардов для певицы стало характерным обостренное внимание к поэтическому слову. Артистка Москонцерта (с 1971), «русская певица в стиле кантри-фолк») уже через три года (1974) на Всерос. конкурсе артистов эстрады заняла первое место и скоро получила широкое признание за рубежом: «Мисс эстрадная индивидуальность» в Польше (1980), сольные концерты в Парижской «Олимпии» (1983, 1984); в Сан-Ремо приз «Золотая гитара» (1989), успешные гастроли по всему миру. Самобытная индивидуальность Жанны Бичевской по-своему перерабатывала различные, в том числе «чужеземные», влияния и как бы заново открывала богатства русского фольклора, городского романса. В ее постоянно расширяющемся репертуаре русские народные песни и баллады «Я в садочке была», «Сухой бы я корочкой питалась», солдатские и казачьи песни— «Черный ворон», «Любо, братцы, любо», «Сон Степана Разина», «Донская баллада» и др. (из записанных ею более 200 старинных русских песен, шуток, плачей пела около 20); городские песни конца XVIII— начала XX в.: «У церкви стояла карета», «Разлука, ты, разлука», «Шумел камыш», «Постой, паровоз», «Окрасился месяц багрянцем», «О чем задумался, служивый» и др. К началу 90-х гг. появился целый блок песен о гражданской войне и белой армии: «Не надо грустить, господа офицеры», «Вальс юнкеров», «Прощальная», «Господа рядовые» и др. В этих песнях Жанна Бичевская создает ощущение безысходного трагизма поколения, вступившего в братоубийственную войну; уходит от протеста к смирению, от обвинения — к покаянию, от крика — к тишине. Одним из любимых жанров певицы остается баллада, часто обращается к песням-диалогам (уральская «О, мой сынок», песня М. Блантера на ст. К. Симонова «Как служил солдат» и др.) — в них возникают драматические коллизии, сильные характеры. Голос Жанны Бичевской особого тембра, мягкий и сильный, свободно передает тончайшие оттенки чувств; певица широко использует контрасты, полутона, паузы, особые мелодические обороты.
В иных случаях прибегает к опеванию мелодии, вокальным украшениям. Но, главное, каждую песню поет как свою «собственную», личную. Глубоко верующая, Жанна Бичевская предъявляет к своему творчеству высокие нравственные и этические критерии. В ее репертуаре появился большой цикл духовных песнопений иеромонаха Романа, старинный кант «Аллилуйя» и др. Награждена золотой медалью Всерос. православного о-ва «Радонеж» преподобного Сергия Радонежского за заслуги в деле религиозного просвещения. С 1976 работала в Моск. обл. филармонии, с 1979— в Росконцерте с пианистом и клавишником Валентином Петровичем Зуевым. В 1988 к ним присоединился певец и композитор Геннадий Пономарев, также владеющий гитарой.
С 1991 работает вдвоем с Пономаревым (исполняет его песни «Рассказ убитого» на ст. А. Кутилова, «Дивеево», собственные сочинения— «Грустные частушки» и др.). Для каждой песни они делают свои музыкальные обработки (аранжировка Жанны Бичевской, оркестровка Пономарева), используют помимо традиционных инструментов (скрипка, ф-но и др.) современные технические средства. На записанную ими фонограмму накладывается «живое» звучание голоса и «золотой гитары» Жанны Бичевской, в иных случаях в дуэте с партнером.