СУДЬБА БАРАБАНЩИКА Первой туркменской эстрадной группой, завоевавшей в 80-е годы прошлого столетия признание далеко за пределами родной земли, стал вокально-инструментальный ансамбль «Гунеш». Основанный на народных туркменских мелодиях и ритмах быстрый и мелодичный джаз-рок звучал в советском теле- и радиоэфире, виниловые пластинки массовыми тиражами выпускались на студии «Мелодия», полные залы собирали концерты в Европе, Азии, Африке. Одним из знаков отличия «гунешевских» шлягеров были фирменные соло барабанщика Ришата Шафи.
ПОД ЛУЧАМИ «СОЛНЫШКА»
«Король барабанов» Ришат Шафи и сегодня главный энтузиаст, лицо и душа «Гунеша», однако группа – не вполне его детище. Созданный в 1970 году ансамбль при Туркменском госкомитете по телерадиовещанию поначалу лишь аккомпанировал неповторимому солисту и руководителю Мураду Садыкову. Располагая самой современной музыкальной аппаратурой, коллектив, состоящий из талантиливых музыкантов республики, не имел препятствий для творческого развития, и уже в 1980 году был признан одним из лучших в СССР. Группа «Гунеш» («Солнышко») завоевала второе место на первом рок-фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси, уступив лишь московской «Машине времени». Тогда Ришат Шафи был отмечен специальным дипломом как лучший барабанщик, а Станислав Морозов, также по сей день остающийся преданным «гунешевцем», – как лучший саксофонист.
В Туркменистане пламенными поклонниками «Гунеша» были все – от мала до велика. Никому ранее не удавалось дать настолько современное звучание музыке, традиционно исполнявшейся на двухструнных дутарах, обогатить ее мощностью электрогитар, «рок-н-ролльными» вокальными интонациями, авангардными духовыми соло и виртуозными барабанными дробями. При этом тонкая грань между «восточным» и «западным» была филигранно соблюдена, и мелодии, которые народная память туркмен пронесла сквозь многие века, с восторгом воспринимались даже самыми «продвинутыми» меломанами.
«Гунешем» заслушивались радиослушатели и телезрители всех советских республик, ансамбль становился лауреатом Всесоюзного конкурса поп-музыки и песни в Ереване, международного конкурса «Голос Азии» в Алматы, участвовал в джазовых фестивалях в Донецке, Ашхабаде и Оренбурге, выступал в качестве почетного гостя на «Золотом Орфее» в Болгарии и «Зеленой Гуре» в Польше, давал концерты в дальнем зарубежье.
Однако уже с середины 80-х годов «Гунеш» стал испытывать трудности, приходилось зарабатывать на хлеб бесконечными гастролями, большую часть времени группа проводила в поездах, на творческое движение вперед не хватало времени и сил… Постепенно жизнь разбросала музыкантов по разным странам, многие из них обзавелись собственными коллективами.
За всю историю ансамбля в нем сменилось около шестидесяти музыкантов и несколько музыкальных руководителей. Барабанщик Ришат Шафи, уже более двух десятков лет являющийся лидером группы, уверен: «Гунеш» – не просто коллектив талантливых исполнителей, это определенный пласт культуры, и кто бы ни покидал его, древо и корни все равно живы. В то же время на творчестве всех гунешевских «выпускников» всегда стоит фирменный знак – гармоничное смешение фольклорных мотивов с самыми современными музыкальными тенденциями.
РОДИНА РИТМА
Ришат Шафи уже долгое время живет в Москве, но в афишах каждое свое выступление анонсирует как концерт музыканта из Туркменистана. Он возит с собой туркменский ковер, который расстилает под ударной установкой.
– Меня постоянно спрашивают, зачем ты его всегда берешь с собой? Иногда даже подозревают в корысти – мол, рекламируешь дорогой товар, фирменный «брэнд» – туркменские ковры. Я же отвечаю просто: этот ковер – моя Родина. Не могу играть, не чувствуя, что твердо стою на родной туркменской земле, – признается Шафи.
Прославленный барабанщик дал сотни концертов – как сольно, так и вместе с лучшими музыкантами мира, осуществил несколько масштабных музыкальных проектов, поставил ряд сценических шоу. Но если его спросить о главном событии в его творческой жизни, Ришат вспомнит в первую очередь события последних нескольких месяцев.
– В марте президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов посетил с государственным визитом Россию. Мне посчастливилось выступить перед главами двух государств на торжественном приеме в Барвихе, а затем сыграть вместе с туркменскими мастерами искусств на памятном открытии нового рейса Ашхабад – Санкт-Петербург в аэропорту «Пулково-1», – рассказывает он.
С этих дней в глазах Ришата светится новое вдохновение. Он посетил Туркменистан впервые за долгие годы, дал концерт на празднике туркменского скакуна, сыграл на нескольких телеканалах страны вместе с молодыми барабанщиками, для которых Ришат Шафи – настоящий кумир. В свою очередь, мастер ударных инструментов остался в восторге от туркменской молодежи. По его словам, в Москве он таких учеников найти не мог...
– Их главным «козырем» является не столько техничность, сколько энергичность, пылающий в них огонь. Ведь у туркмен буквально генетически заложены уникальные сложные ритмы народной музыки, основанные на нечетных размерах. Благодаря этому национальные мелодии в барабанной интерпретации не звучат как военные марши, а переливаются. Прямо как волны Каспия, – говорит Ришат.
По мнению барабанщика, эти нечетные ритмы – такое же бесценное и уникальное достояние страны, как знаменитые ковры и ахалтекинские скакуны. Талантливые молодые барабанщики и древние национальные мелодии Туркменистана способны завоевать признание во всем мире, мечтательно уверяет Шафи, который уже спроектировал эскиз самого большого в мире барабана, который мог бы украсить Туркменское шоу ударных инструментов...
СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ
Есть у Ришата Шафи и другие мечты. Одна из них – уже в процессе реализации. Почти записана пластинка – продолжение авторского проекта «Песни без слов», где в гармоничные дуэты объединяются восточные и западные, популярные и авангардные певцы и музыканты, уникальные голоса и редкие музыкальные инструменты. Диску до последнего времени не хватало лишь звучания туркменского вокала… Теперь и лучшие народные артисты Туркменистана с радостью согласились принять участие в этом проекте.
Но главным для знаменитого барабанщика, композитора, продюсера и шоумена был и остается «Гунеш». Шлягеры группы, которые ранее можно было послушать лишь на виниле, Шафи переиздал в современном цифровом формате, сделав музыку доступной новым поколениям слушателей уже в XXI веке. Каждые пять лет он как художественный руководитель инициирует проведение юбилеев ансамбля, которые проходили в Ашхабаде, Алматы и Москве. Ришат сочинил музыку для четвертого, еще не изданного альбома группы…
Сегодня «Гунеш» – это туркменистанцы Евгений Чупрун (музыкальный руководитель), Игорь Корохов (клавиши) и Гасан Мамедов (скрипка), а также Евгений Светлов из России (гитара) и турецкий музыкант Эрдем Ширен (бас-гитара). Именно в этом составе, украсив старые и новые песни нестареющим вокалом Мурада Садыкова, «Гунеш» планирует отпраздновать в будущем году знаковое событие – 40-летний юбилей группы. Художественный руководитель и барабанщик коллектива Ришат Шафи уверен: провозглашенный на Родине курс возрождения вдохнет новую жизнь и в туркменскую эстраду, вернув ей заслуженную мировую славу.
Мария КОЛОДИНА