Круиз
Круиз - одна из первых групп на профессиональной сцене, решившая взять курс на настоящий хард-рок. Была организована при деятельном участии продюсера Матвея Аничкина, вокалиста Александра Монина и гитариста Валерия Гаины на базе вокально-инструментального ансамбля «Молодые голоса». Тогда, помимо них, в группе собрались очень сильные музыканты: басист Александр Кирницкий, ударник Всеволод Королкж и клавишник Сергей Сарычев. И постепенно та музыка, которую они исполняли, входила в противоречие с истинными возможностями и талантом музыкантов. В 1979 году они решили рискнуть и создали при ВИА еще и экспериментальную группу, которой было выбрано название «Круиз». Испытательный срок был ограничен одним годом. Квинтет энергично взялся за работу и уже осенью 1980-го записал дебютную фонограмму, которая содержала такие ударные песни, как «Крутится волчок» и «Виза для круиза». Фонограмма мгновенно распространилась по всей стране, и вопрос о «Молодых голосах» был решен сам собой — они просто перестали существовать. Музыка «Круиза» —динамичный, добротно сделанный хард-рок, который благодаря Сарычеву обретал иногда танцевальные очертания. Популярность «Круиза» росла, и в 1981 году, по опросам многих газет, он был признан лучшей группой года. В апреле 1982 года музыканты нанесли первый серьезный удар по столичной публике. Москва сдалась без боя — «Круиз» прочно вошел в десятку лучших рок-групп, Валерий Гаина стал любимцем критики и публики, и те и другие охотно величали его виртуозом. Удивительно, но перемены в составе практически не влияли на творческий потенциал группы.
В конце 1982 года из «Круиза» ушел Сарычев, чтобы создать «Альфу». На его место взяли второго гитариста Григория Безуглого. В мае 1983 года с «Круизом» расстались Королюк и Кирницкий, вместо них пришли барабанщик Николай Чунусов (экс-«Аракс») и басист Олег Кузьмичев. Ненадолго подъехал клавишник Владимир Капустин из череповецкого «Рок-сентября». В таком составе группа записала мини-альбом «Полет на Монгольфьере». На одном из «пиратских» концертных альбомов широкой публике впервые удалось услышать голос Владимира Преснякова-младшего — 14-летний Володя тогда увлекался хард-роком и спел с «Круизом» две свои замечательные песни: «Красная книга» и «Кошки». Снова последовали перемены, и уже весной 1984 года «Круиз» стал квартетом: Гаина — Монин — Кирницкий — Чунусов. Ставка по-прежнему была сделана на динамичный хард-рок, и поэтому, когда пару месяцев спустя начались гонения Министерства культуры СССР на рок, «Круиз» был расформирован одним из первых. Пока страсти не улеглись, Гаина с Кирницким и Королюком стали экспериментировать с музыкой и стилем. Спели даже военные песни. Сделали взрывной, отрывистый ударный хард-рок-хит «Не падай духом», но все-таки больше у трио оказалось композиций, где экспериментаторство стало важнее драйва и напора. Поэтому эклектичный альбом проекта, принявшего название «КиКоГаВа» (по именам музыкантов), публикой не был принят. И вскоре было решено вернуться к прежнему энергичному хард-року.
Весной 1986 года, когда гонения немного улеглись, Гаина с Кирницким возрождают «Круиз» при участии ударника Сергея Ефимова и клавишника Сергея Острожкова. Поет теперь сам Гаина. Особыми вокальными данными он не обладает, зато снова воплощает на сцене извечно популярный в России образ поющего рокера с гитарой. На «Рок-панораме-86» «Круизу» сопутствует успех, а «Не падай духом» попадает в один из фестивальных дисков-сборников. Вскоре к записи первого винилового, а значит, наконец официального (!) диска приступает и обновленный «Круиз». В этот период происходит поворот группы от хард-рока к входящему в моду трэшу. Тем более что этот стиль больше отвечал новым вкусам музыкантов и количественному составу группы. Тираж пластинки быстро пересек миллионный рубеж, «Круиз» стал известен за границей. В 1987-м группа выступает в Норвегии, Испании, Швеции, Италии. Менеджер «Scorpions» Олаф Шреттер обратил внимание на «Круиз» фирмы «WEA», и в итоге был подписан контракт на диск в Германии. Он вышел в 1988 году и был прекрасно принят западной музыкальной критикой.
Практически весь 1989 год группа проводит в туре по Европе. Но, не умаляя достоинств музыкантов, надо констатировать, что эра «открытия железного занавеса» вообще отличалась повышенным интересом Запада к нашей рок-музыке. Гаина постарался воспользоваться этим интересом и в январе 1990 года собрал англоязычную группу «Гейн», ориентированную на американский рынок. Для записи дебютного альбома были привлечены и старые друзья Гаины по «Круизу» — вокалист Александр Монин и гитарист Григорий Без-углый. Они к тому времени основали уже собственную группу «Э.В.М», продолжавшую играть мелодичный, в меру агрессивный хард-рок. Гаина в начале 90-х жил то в США, то в России, основал несколько американских групп, ни одна из которых, впрочем, не имела контрактов с солидными фирмами грамзаписи. В итоге остался жить в Лос-Анджелесе и перестал быть заметной творческой единицей. Ни одному российскому или американскому журналу уже и в голову не придет назвать Гаину лучшим гитаристом... Монин с Безуглым между тем не прекращали музыкальной карьеры,причем последний даже порой усиливал состав «Э.В.М.» (например — на фестивале «Монстры рока в Тушино» в 1991 году, на одной сцене с «Металликой»). Вскоре к старым друзьям подтянулись Кирниц-кий и Чунусов.
И к 1992 году существовавший ни шатко ни валко «Э.В.М.» снова превратился в «Круиз». Однако большого количества концертов у группы долгое время не было, хотя она сохраняла боевой настрой и очень ударно,например, отыграла на фестивале «Робин Гуд» (1994 год). Но в моде тогда еще были грандж, спид и дэт-метал, и «Круиз» «не катил». Зато, когда волна повального увлечения ими схлынула, с 1995 года рок-фаны снова вспомнили про неэкстремальный, но старый добрый «Круиз» и окрестили его «культовым». В 1996 году группа выпускает сразу семь своих архивных альбомов, а в ноябре и совершенно новый — «Всем встать!», содержащий, в общем, ту же музыку, что играл «Круиз» все эти годы. То есть в меру жесткий, мелодичный хард-рок с достойным драйвом и всегда любимыми фанами гитарными «запилами». Разве что теперь чуть более велика стала доля красивых, чувственных баллад. В середине 1997 года тяжело заболевает вокалист Александр Монин, и московские музыканты дают в фонд помощи ему большой гала-концерт в ДК имени Горбунова (на него приходит, увы, очень мало зрителей, поэтому собрать денег на лечение товарищу музыкантам практически не удается). К весне-98 самочувствие Монина несколько улучшается, хотя на сцену он так и не выходит. Пока товарищ временно бездействует, активизировался Безуглый — собрал свою группу «Ультра». Ее одноименный диск четыре года писался на студии «Мир» на родине Григория — в подмосковном поселке Лыткарино. «Ультра» играет веселый, чуть утяжеленный рок-н-ролл. В ее составе еще один участник «Круиза» —Александр Кирницкий, а также вокалист Александр Девяткин и барабанщик Максим Удалов (экс-«Черный кофе» и «Ария»). В 1999 году Безуглый экспериментирует и с танцевальной, электронной музыкой. Впрочем, в 2000 году Монин активно возвращается в рок-музыку и вместе с Безуглым и Кирницким возрождает практически «классический» состав «Круиза» — разве что только без Валерия Гаины...