Муслим Магомаев МАГОМАЕВ Муслим Магометович (род. 17.08.1942, Баку - 25 октября 2008) — певец, баритон. Нар. арт. СССР (1973). Родился в артистической семье: дед — известный композитор, дирижер, один из создателей азербайджанского музыкального театра Абдул Муслим Магометович Магомаев, отец — художник, погиб во время войны. Муслим Магомаев окончил музыкальную школу по классу фортепиано (1958), Бакинскую консерваторию (1962-1968) по классу вокала. Стажировался в Миланском оперном театре «Ла Скала». Еще до консерватории (1961) дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа ПВО. Солист Азерб. театра оперы и балета им. М. Ахундова (1963— 1969, 1978-1987). Казалось бы, карьера оперного певца была уготована Муслиму Магомаеву самой судьбой. Но не меньшую значимость в его жизни приобрела эстрада (1969-1976, с 1987), принесшая певцу всенародную известность. В неполных 18 лет Муслим Магомаев стал лауреатом Всемир. фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки за исполненную с трагической мощью (в память отца) песню В. Мурадели на ст. А. Соболева «Бухенвальдский набат»; песню Э. Колмановского на ст. Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны» спел на четырех языках страстно, даже истово.
Уже в 1969 М. удостоен 1-й премии на Между-нар. фестивале молодежной песни в Сопоте (Польша). Обладает лирическим, красивого бархатного тембра баритоном широкого диапазона (драматическим баритоном и даже «баритональным басом»), оперной школой, однако в концертах не делает ставку на чисто вокальное исполнение. Лирический певец романтического склада, Муслим Магомаев все исполняемые песни превращает в глубоко личностные. Прием контраста, которым Муслим Магомаев пользуется, «работает» на драматургию песни — может начать совсем тихо, речитативом и в конце перейти на взрывное темпераментное пение. Концертный репертуар его разнолик: это и песни советских композиторов (большой блок песен А. Бабаджаняна на ст. Р. Рождественского: «Воспоминания», 1967, «Позови меня», 1967, «Загадай желание», 1968, «Благодарю тебя», 1971, «Свадьба», 1971; «Королева красоты» Бабаджаняна на ст. А. Горохова, песни А. Пахмутовой и многие др.), русские народные («Вдоль по Питерской»), итальянские, французские, арии из опер, репертуар джазовых певцов. Критики обвиняли его во всеядности, но такое разнообразие — кредо Муслима Магомаева. Этому он учился у многих эстрадных певцов, в частности у Марио Ланца (написал о нем книгу), у Г. Отса. Подобно им, Муслим Магомаев умеет снимать флер чопорного отношения к классике.
Приемы оперной вокализации обогащают эстрадное пение и, наоборот, законы эстрадного искусства — прямое общение с залом, открытость чувств по-своему трансформируют классические оперные арии («Золотой диск» в Каннах за исполнение арии Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Россини, 1969). Муслим Магомаев обладает выразительной внешностью, темпераментен, владеет фортепиано, сам себе аккомпанирует (хотя выступает и с эстрадными оркестрами, в частности с оркестром под рук. А. Петухова). В 1975-1978 руководил Азерб. Гoc. эстрадно-симфоническим оркестром, 1978-1987 пел в Бакинском оперном театре. После десятилетнего перерыва возвращается в Москву. Выступает на эстраде, часто в дуэте с женой, нар. арт. СССР, солисткой Большого театра Т. Синявской: цикл песен «Прекрасная как молодость страна» Пахмутовой на ст. Н. Добронравова; исполняют «Колокольчик» А. Варламова, «Испанское болеро» Делиба, итальянскую песенку «Тиритомба» и др. В сольных выступлениях стал обращаться к песням прошлых лет («Темная ночь», «Верные друзья», «Любимый город», «Московские окна» и др.). Автор музыки более 20 песен, среди них «Хиросима» (ст. Рождественского), «Приснившаяся песенка» (ст. 1орохова), «Элегия», «Торжественная песня» (ст. и муз. М.). Много записывается на радио, ТВ.