Telex Состав Бельгийской группы Telex: вокалист и создатель ее фирменного стиля Мишель Морс (Michel Moers), клавишник Telex Марк Мулен (Marc Moulin), звукоинженер и композитор Дэн Лаксман (Dan Lacksman).
Telex дебютировали в 1978 году с синглом "Moskow Diskow", электронной пародией на диско-шлягер, а также перепели знаменитый французский рок-н-ролльный хит группы Chats Sauvages "Twist A Saint Tropez" и легендарную вещь Билла Хейли "Rock Around The Clock" очень медленно и в престранной, анти-рок-н-ролльной, аранжировке с использованием синтезаторов mini-Moog и вокодеров. В эпоху расцвета социально-ориентированного панка и зарождения печально-строгой "новой волны" прозвучало это очень свежо, смешно и беззаботно. Все три первых сингла быстро стали популярны не только в Бельгии и Франции, но и в Англии, а вскоре и в США. "Moskow Diskow" до сих пор регулярно перезаписывают едва ли не все уважающие себя электронщики.
Дебютная пластинка Telex, которая назвалась в разных изданиях "Telex" или " Looking For St. Tropez " появилась в 1979 году, за ней последовали "Neurovision" (1980), "Sex" (или "The Birds and the Bees", 1981), "Wonderful World" (1984) и "Looney Tunes" (1986). Диски группы пользовались большим успехом (общий тираж их достиг 2 миллионов экземпляров к началу 1990-х). В 1990-х последовала серия переизданий пластинок группы на компакт-дисках с характерными названиями вроде "I Don't Like Music" или "I Don't Like Remixes". Критики называли записи группы образцом "невыносимой легкости поп-музыки".
Вероятно, к середине 1980-х троим участникам группы стало скучновато, и они самораспустились, занявшись своими делами, однако...
Казалось, что проект Telex завершился целиком и бесповоротно. Но в конце 2005 появились сообщения, что группа выпускает новый сингл под названием "On The Road Again" (песня старинной американской блюзовой команды Canned Heat). Чуть позже выяснилось, что на студии EMI готовится к выходу новая пластинка Telex под названием "How Do You Dance?" с пятью оригинальными композициями и пятью каверами, среди которых "Jailhouse Rock" Элвиса Пресли, вечнозеленая "La Bamba" и знаменитая песня группы Sparks "#1 Song in Heaven". Официальный релиз был назначен на 27 февраля 2006 года.
Лучшую шутку электротрио Telex учинило в 1980 году, выступив на финальном шоу "Евровидения" в Гааге. Трое мужчин, одетых как университетские преподаватели, под треньканье синтезаторов исполнили песню, сочиненную специально для телеконкурса, названную в его честь и такую же примитивную, как и все, что принято на нем исполнять. Марк Мулен, Мишель Морс и Дэн Лаксман отличались специфическим чувством юмора - самая известная бельгийская группа после Technotronic начала свою деятельность с пародии на танцевальную музыку конца 70-х "Moskow Diskow", которая по счастливой случайности стала большим хитом и врезалась в коллективную память многих электронщиков. Потом они шутили вместе с братьями из Sparks, помещая на пластинку "Sex" буколические цветочки и бабочек, и сами по себе, сочиняя песни о человеке, работающем курицей, и режиссере Спайке Джонсе. И вот, пожалуйста, очередная пластинка после почти 20 лет молчания - чем не анекдот.
"Это альбом и не старых, и не новых песен" - продолжают хохмить по поводу "How Do You Dance" Telex на своем сайте. Действительно, из 10 треков половина была написана, но не доделана еще в 80-х, другая половина - это неожиданные кавер-версии. Синтезаторные пьесы бельгийцев по-настоящему развлекут тех, кто помнит, во что они превратили канонический "Rock Around The Clock" Билла Хейли на дебютной пластинке. Всем остальным достаточно знать, что это музыка - какая угодно, но только не стариковская. А танцевать под "How Do You Dance" - невозможно. Потому что шутка.
Ветераны электронной музыки, бельгийцы TELEX возвращаются после 20-летнего молчания. TELEX дебютировали в 1978 году с синглом Moskow Diskow, электронной пародией на диско-шлягер, а также перепели знаменитый французский рок-н-ролльный хит группы CHATS SAUVAGES Twist A Saint Tropez и легендарную вещь Билла Хейли Rock Around The Clock с использованием синтезаторов mini-Moog и вокодеров. Все три первых сингла быстро стали популярны не только в Бельгии и Франции, но и в Англии, а вскоре и в США. Moskow Diskow до сих пор регулярно перезаписывают едва ли не все уважающие себя электронщики.
Диски группы в 80-е годы пользовались большим успехом (общий тираж их достиг 2 миллионов экземпляров). В 1990-х последовала серия переизданий пластинок на компакт-дисках с характерными названиями вроде I Don't Like Music или I Don't Like Remixes. Критики называли записи группы образцом "невыносимой легкости поп-музыки". Их музыкальные экзерсисы сравнивают с работами ART OF NOISE и YELLO. А такие монстры как DAFT PUNK, Моби и Джефф Миллс называют TELEX своими предтечами.
Еще в конце 80-х казалось, что проект TELEX завершился целиком и бесповоротно. Но в 2005 году появились сообщения, что группа готовит новый сингл под названием On The Road Again (песня старинной американской блюзовой команды CANNED HEAT). Чуть позже выяснилось, что на студии EMI готовится к выходу новая пластинка TELEX под названием How Do You Dance? с пятью оригинальными композициями и пятью каверами, среди которых Jailhouse Rock Элвиса Пресли, вечнозеленая La Bamba и знаменитая песня группы SPARKS # 1 Song in Heaven.
Новый альбом TELEX How Do You Dance? -- это отличная электронная музыка «для взрослых», местами по-«крафтверковски» лаконичная, местами лиричная электроника для знатоков и ценителей жанра. Несмотря на клише «электро-поп», эти песни вряд ли подойдут для музыкального оформления шумных вечеринок, а скорее предназначены для персонального прослушивания как полноценные музыкальные произведения. В то же время над ними веет ореол курьезности, да и описания в буклете приправлены изрядной долей юмора. Бонусом на диске идет видеоклип на песню On The Road Again.
TELEX : "Конструктивизм опять в моде"
Telex - культовое электро-поп-трио из Брюсселя. Их новый альбом "How do you dance?" вышел в ферале. Мы беседуем с одним из основателей группы Мишелем Мурсом.
Звуки.Ru: - Расскажите, какова концепция альбома, и как вы работали над ним?
Мишель Мурс: - Мы послушали многих диджеев со всего мира - как они берут куски песен, семплы, лупы, используют их: и захотели сделать то же самое, только использовать наш собственный материал - старые песни. В каком-то смысле получился recycling, вторичная переработка. Мы заглянули в прошлое, чтобы сделать что-то сегодняшнее.
Звуки.Ru: - Как вы воспринимаете звучание альбома? Насколько сознательно оно приобрело выраженный семидесятнический "вайб"?
Мишель Мурс: - Совершенно сознательно. Мы использовали старые машины, Moog особенно. Это те же самые звуки, что мы извлекаи в прошлом. А наш первый альбом мне, честно говоря, кажется самым лучшим: по тем временам он был очень свежим, новаторским. Мы попытались опять добиться того звучания сегодня.
Звуки.Ru: - Но это же заход в прошлое?
Мишель Мурс: - Как сказать. Видите ли, новые машины (так Мишель называет синтезаторы и вообще электронные клавишные инструменты - прим. Ред.) - они все издают одни и те же звуки, стандартные. Их много, но они все похожи. А старые машины - каждая обладает индивидуальным неповторимым звуком. То, что распространено сейчас - это какие-то ненастояшщие инструменты, на самом деле - это просто электрические приборы. У них у всех звук образуется по одному принципу, а вот когда вы генерируете звук на старой машине, там синусоида меняется, потому что... короче, я не могу объяснить это на-английском, это сложно! (смеется)
Звуки.Ru: - Неужели ничего современного? ProTools?
Мишель Мурс: - ProTools используем, но только для того, чтобы программировать. Звуки, которые в этой программе, мы не используем.
Звуки.Ru: - Вы - группа с юмором, не всегда понятным. Одна из ваших песен называлась Moscow Discow. Что за черт?!
Мишель Мурс (смеется): - Да, была такая песня. В ней рассказывалось о поезде, идущем из Москвы в Токио. Что, как вы понимаете, невозможно (смеется). Это было в то время, когда группы использовали графику и дизайн, основанный на идеях художников... ммм... русских художников, относящихся к стилю... я не знаю, как это по-английски, по-французски мы называем это "constructivism"
Звуки.Ru: - Мы тоже. "Конструктивизм" - и все дела. Так что с этими группами?
Мишель Мурс: - Мы тоже использовали подобную эстетику, нам хотелось, чтобы в нашем творчестве были какие-то отсылки к России. На английском слова "Москва" и "диско" образуют рифму, поэтому мы и написали так странно - Moscow Discow, чтобы визуально тоже была рифма.
Звуки.Ru: - Приятно слышать. Конструктивизм-то опять в моде.
Мишель Мурс: - Да, я слыхал, что Franz Ferdinand тоже им балуются (речь идет об оформлении обложек группы, особенно последнего альбома, копирующего плакат Александра Родченко. - прим. Ред.) Забавно - через двадцать пять лет все возвращается. Мне это приятно, поскольку конструктивизм - наверное, самое интересное направление в русском изобразительном искусстве. И отрадно видеть, что эти идеи вновь используются. В Москве, наверное, не осталось ничего, напоминающего о той эпохе...
Звуки.Ru: - Отнюдь. Я живу в старом пролетарском районе "Хамовники" - так вот, даже у нас есть несколько конструктивистских зданий. Ну и так они вообще есть кое-где по Москве.
Мишель Мурс: - Да что вы? Вот бы увидеть! Я как-нибудь обязательно приеду в Москву, просто туристом. Надо только дождаться лета (смеется).
Звуки.Ru: - Вы все время смеетесь, и группа у вас с "приколом". Все ли бельгийцы такие, и есть ли такая штука, как "бельгийский юмор"? Французы вас считают тупыми занудами...
Мишель Мурс: - Ой, ну что взять с французов - они ведь напыщенные, высокомерные и очень к себе серьезно относятся. А бельгийский юмор, разумеется, существует. Французы чрезвычайно гордятся собой, а мы - нет. Мы к себе относимся с иронией. Бельгия - маленькая и невлиятельная страна, со сложной историей. Нас всю жизнь кто-то завоевывал, претензии какие-то предъявлял - римляне, французы, испанцы, голландцы, немцы... Так что нам не оставалось ничего другого, как выработать собственное мировоззрение, все воспринимать с юмором. Себя в том числе. Хотя у нас сейчас завелась собственная гордость - штаб-квартира Евросоюза в Брюсселе. Вы в курсе? Это у нас! (смеется) А что, логично - мы же самый центр Европы.
Звуки.Ru: - Так же с иронией Telex трактует рок- и поп-классику...
Мишель Мурс: - Да, нам хотелось высмеивать клише. Мы сделали версию "Rock Around the Clock" - это же главная песня рок-н-ролла, классика жанра. Мы ее спародировали. То же - с "Лабамбой", символом "латино". Обычно мы замедляем темп, чтобы были понятны слова, что забавно. С "лабамбой" еще один момент связан - в Бельгии эта песня используется на танцах, чтобы люди целовались. Такой вот у нас обычай - играет "Лабамба" - можно целоваться.
Звуки.Ru: - Какой-то эротический смысл...
Мишель Мурс: - Ну, за эротический не поручусь, там уж у кого как пойдет. Но целоваться можно. Поэтому мы сделали предельно медленную версию, чтобы у парочек было больше времени на это дело (смеется).
Звуки.Ru: - Один из участников Telex, Марк Мулен, недавно выпустил сольный альбом Top Secret, который пользовался определенной модой в наших молодежных кругах:
Мишель Мурс: - Здорово! Я ему расскажу об этом.
Звуки.Ru: - ...Марка даже приглашали выступить у нас.
Мишель Мурс: - И он отказался? Это понятно - Марк не любит быть на сцене, не любит выступать. Но здорово, что он так неожиданно прославился у вас.
Звуки.Ru: - Кого еще из бельгийских артистов вы рекомендуете послушать?
Мишель Мурс: - Ну, вот есть такая известная группа dEUS. Мне очень нравится, особенно последний альбом. Hooverphonic - тоже известная в Европе группа, классные ребята. Они, кстати, работают в нашей студии, так что мы часто общаемся и пьем кофе вместе. Во франкоговорящей части Бельгии сейчас много появляется групп, гитарных и электронных. Vive la fete, например, или Sold Out - эти лучшие, на мой взгляд. Это электроника, но там энергии через край, и женский вокал приятный.
10.04.2006, Александр БЕЛЯЕВ (ЗВУКИ РУ)
Discography
Albums
1979: Looking For St. Tropez
1980: Neurovision
1981: Sex (released in some countries as "Birds and Bees" with a slightly altered tracklisting)
1984: Wonderful World
1986: Looney Tunes
2006: How Do You Dance?
Compilations and Remix albums
1989: Les Rhythmes Automatiques (album of re-recorded back-catalogue))
1993: Belgium...One Point (a box set of the first five albums plus bonus tracks)
1994: Is Release A Humour? - We Love Telex (Japan only. remixed by Japanese DJs)
1998: I Don't Like Music (remixed by Carl Craig and others)
1998: I Don't Like Remixes: Original Classics 78-86 (a 'best-of' compilation)
1999: I (Still) Don't Like Music Remixes Vol. 2 (DJ remixes)