Джеймс Ласт "Non Stop Dancing" (1965) Джеймс Ласт, чье 80-летие отмечается 17 апреля 2009 года, – фигура, как говорят, спорная. Его музыка является для многих любителей музыки кошмаром, стоящим в одном ряду с самыми худшими примерами мьюзак
Ставший знаменитым саунд Джеймса Ласта (James Last) был открыт, если верить легенде, случайно. Джеймс Ласт устраивал репетиции своего оркестра в подвале своего нового дома в Гамбурге. В том же помещении проходили танцульки, во всем микрорайоне постоянно где-то танцевали. И он вдруг услышал звук пати не в качестве суммы музыки и шума публики, вообще говоря, музыке мешающего, но в качестве целостного аудиособытия
Happy Party Sound
Happy Party Sound выглядел так: оркестр играет всем известные хиты. Как правило, это припев и несколько раз повторенный куплет, потом, без перерыва, идет другой хит. В месте стыка слышны эйфорические голоса и крики большого количества людей, они втягиваются в новую песню и начинают стихийно подпевать. Подпевают, естественно, припев, повторяя самую запоминающуюся фразу, а в куплете радостно кричат "ла-ла-ла".
Оригинальная музыка изрядно препарирована. Все приведено к общему знаменателю. Все песни – будь-то хиты Beatles или латиноамериканская эстрада - звучат одинаково. Песни ритмизированы, если не сказать отанцованы, и эйфоризированы: каждая песня взрывается фанфарами, доминирует серебряный ликующий звук трубы, кстати, типичный для тогдашних немецких шлягеров и совсем нетипичный для англо-американского попа.
Этот нон-стоп-микс был вещью необычной, состыковывание фрагментов песен без заметного перехода на основе доминирующего бита стало нормой в диско-эпоху, но в 60-х воспринималось как психоделическое чудо. Нечто подобное устраивал на своих концертах Джеймс Браун, его грампластинка "Концерт в Аполло" (1962) этим и шокировала, но Браун исполнял собственные хиты, а не все подряд. И Браун белой публике был в 60-х совсем неизвестен, тем более в Европе.
Мелодии и ритмы зарубежной эстрады
Хэппи пати саунд был впервые явлен миру на диске "Non Stop Dancing", который вышел в 1965-м. Ракета популярности Джеймса Ласта стартовала вертикально вверх, успех был сногсшибательным. На сегодняшний взгляд дебютный альбом Джеймса Ласта звучит осторожно и неэйфорически, аранжировки Джеймса Ласта еще вполне добросовестны, бит неэкстатический.
Только через несколько лет Джеймс Ласт навел свой саунд на фокус. Именно эти диски конца 60-х - начала 70-х и были переизданы в СССР на фирме "Мелодия" в серии "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады". В 70-х это название казалось идиотским (музыка была культом, тем более, что внутрь идущего без перерыва Джеймса Ласта были для оживляжа вствлены песни Rolling Stones), а сегодня "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады" звучит как формула, высеченная в мраморе. Лучше и точнее и не скажешь. Джеймс Ласт, похоже, и сам так относился к делу - брал всем известную мелодию и накладывал ее на заводной ритм. Любопытным образом, синтезаторы в конце 80-х стали предлагать именно такой рецепт музыки: синтезатор (точнее, встроенный в него секвенсор) гонит бит, а клавишник играет в это время мелодию. Получается музыка.
Синтезатор и Титаник
Синтезатор тут вспомнился вовсе не случайно. Оркестр и хор Джеймса Ласта - монстр 60-х. Такого рода оркестров было много (скажем, оркестры Рея Кониффа и Поля Мориа, или соул-оркестр Квинси Джонса). Эти оркестры в массе своей не смогли пережить эпоху диско. Диско отменило и переформатировало всю предыдущую поп-музыку, по крайней мере, ее самую мэйнстримную часть. В эпоху диско большие оркестры стали неподъемной и ненужной роскошью. Джеймс Ласт во время диско-бума на дно, как Титаник, не пошел, хотя его саунд стал вялым и неинтересным, а имя Джеймса Ласта эксплуатировалось уже как торговая марка. Выживание Джеймса Ласта, наверное, объясняется тем, что его саунд и в целом подход были предтечей диско, Джеймс Ласт был идеологически совместим с диско.
На дно его "Титаник" пошел в середине 80-х, когда пришли Modern Talking и синтезаторы. Звук актуальных хитов стал синтетическим, живой оркестр с трубами и барабанами для его репродуцирования больше не подходил.
Критические вопли
В свою золотую пору Джеймс Ласт записывал несколько альбомов одновременно. Некоторые песни были записаны в виде полуфабрикатов и ждали, пока маэстро доработает партии струнных, оркестранты в это время записывали то, что уже существовало в нотах. Музыка делалась как на конвейере, и это было очень слышно.
Слышна была и идеологическая установка Ласта. Он мог буквально все переработать в свой типичный саунд, за мелодией хита-однодневки пустить мелодию Шостаковича. Машина Джеймса Ласта пережевывала все и производила стандартно форматированный мэйнстрим-поп, ее ничего не смущало и не пугало.
Критики были от Джеймса Ласта, мягко говоря, не в восторге. Его называли "Караяном для простых людей" (это был комплимент!). Джеймс Ласт "поставил на колени даже самые отдаленные музыкальные миры". Джазовый критик Михаель Наура (Michael Naura) написал: "Эти звуки будут переварены даже беззубыми музыкальными увальнями, которые способны проглотить лишь акустическую манную кашу".
Сам музыкант любит вспоминать, как кто-то написал в газете, что за альбом "Christmas Dancing" Джеймсу Ласту надо было бы дать кулаком в лицо.
Возвращение
О Джеймсе Ласте концерны звукозаписи вспомнили в середине 90-х - на волне моды на Easy Listening. Ретро-музыка старых немецких эстрадных оркестров снова вошла в моду, ее стали переиздавать и ремикшировать. Джеймс Ласт снова отправился в турне после десятилетнего перерыва. И снова с огромным успехом. Конечно, на него повалила вовсе не та публика, которая слушала новый Easy Listening, по Джеймсу Ласту соскучились его старые состарившиеся поклонники, которые новую поп-музыку уже не знали и не понимали.
Список достижений
Список достижений Джеймса Ласта очень длинен. Он самый успешный руководитель оркестра. Он выпустил более двухсот альбомов, практически все они получили золотой статус, у него 17 платиновых дисков. Разошлось более 80 миллионов его грампластинок и CD. У него много призов, наград и медалей. О нем снят документальный фильм. Опубликована его автобиография. Постоянно повторяются слова "триумфальный успех".
Самого Ласта разгромная критика нисколько не смущает. В своих интервью маэстро излучает поистине буддистские уравновешенность души и миролюбие. Он нисколько не сомневается в правоте дела своей жизни - играть всем известные хиты и шлягеры, evergreens, как их называют по-английски, поп, ставший достоянием вечности. Он не сомневается, что несет и людям, и себе радость, что концерны звукозаписи ему делать только мешают.