ГлавнаяMUSIC-STORE Регистрация

Вход

| RSSСуббота, 20.04.2024, 01:43
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SERJ  
Форум » Энциклопедия Музыки и Кино » Музыкальный флейм » Как качественно оцифровать Звук
Как качественно оцифровать Звук
SERJДата: Среда, 22.12.2010, 05:17 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 628
Награды: 3
Как качественно оцифровать Звук

Вопросы следующие. Сначала по железу. У меня звуковая карта Creative Live 5.1. Можно ли с ней получить удовлетворительный результат? Есть теоретическая возможность одолжить у друга на пару дней более дорогую внешнюю USB-карту (Creative, модель не помню, стоит более 200$, он на ней свою музыку пишет). Но если разница будет не очень заметной, делать этого не хотелось бы.

Далее. Каким музредактором захватывать звук? С Soundforge я дело имел, но может, для этих целей существуют более грамотные решения? И какие настройки (хотя бы частоту дискретизации и разрядность) нужно выставлять? Стандартные 44,1 кгц / 16 бит или более высокие (хотелось бы получить конечный результат в виде аудио-CD, проигрываемого на любом аппарате).

Последующая обработка рипнутых файлов. Чем, и что желательно сделать? Нужно ли корректировать АЧХ? Как убрать виниловый «песочек» или щелчки? Как убрать низкочастотный гул привода вертушки? Есть ли для этого специальные программы или плагины? Я пробовал в саундфорже убирать единичные щелчки, меняя форму сигнала в этих местах (так наз. «карандашем») – становилось намного лучше, но убиралось не до конца, а песок так не вычистишь.

Следующий момент: нужно ли разбивать запись на треки? На основании своего первого опыта я склоняюсь к тому, что делать этого не надо. Потому что в межтрековых паузах получилась абсолютная тишина, а в начале каждого трека появлялся малозаметный, но какой-никакой гул вертушки, который я не смог убрать. Если бы этот гул был на всей записи (и в паузах тоже), меньше бы резало ухо. То есть, я сейчас так представляю весь процесс: рипанул две стороны, объединил в один wav-файл, обработал, конечный wav готов. Теперь надо написать для него cue: взять какой-нибудь чужой cue и поправить название треков, исполнителя и т.д., а главное – поправить параметры index 00, index 01, отвечающие за потрековую разбивку на CD. А времена все можно посмотреть в любом музредакторе.

И так тема создана приглашаю всех участников для обсуждения по реставрации звука оцифровки пластинок и все что связано с ремастерингом

 
SERJДата: Среда, 22.12.2010, 05:19 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 628
Награды: 3
Подготовка и настройка

Действия по подготовке и настройке довольно простые, но потребуют твоего внимания, чтобы не упустить деталей. Провод проигрывателя нужно соединить с линейным входом звуковой карты компьютера. Обычно звуковой провод проигрывателя - "тюльпан". Если же в звуковой карте порты "мини-джек", то воспользуйся специальным переходником, который можно купить в магазине или на рынке, где продается бытовая коммутация. Стоит такой переходник от 30 до 50 рублей (не разоришься).

Если ты используешь усилитель мощности, то тебе потребуется провод "тюльпан - мини-джек", чтобы им подключить к компьютеру усилитель, через который будет воспроизводиться звук с проигрывателя винила. Перед записью необходимо аккуратно протереть пластинку специальным пылеснимателем для пластинок. Если его не окажется под рукой, можешь воспользоваться мягким (желательно велюровым или бархатным) куском материи. Протирать пластинку нужно, плавно двигаясь по оси дорожек (не протирай пластинку поперек дорожек - это может их повредить).

Если проигрыватель, который ты используешь для воспроизведения виниловых пластинок, оснащен грузом для настройки тонарма (в большинстве случаев это проигрыватели для диджеев), то для более качественного воспроизведения пластинки иглой необходимо правильно настроить тонарм проигрывателя. Для этого установи на тонарм картридж с иглой, затем сними тонарм с крепления и установи груз в такое положение, при котором тонарм будем стоять "коромыслом", то есть будет находиться в горизонтальном положении. После того как ты уравновесил при помощи груза тонарм в горизонтальном положении (обрати внимание, что цифры на грузе должны быть на внутренней стороне), закрепи тонарм на крепеж. После этого установи ролик с цифрами на "ноль", не трогая при этом сам груз. Тем самым ты отрегулируешь так называемую нулевую точку отсчета, и тонарм проигрывателя можно будет сравнить с аптечными весами, чаши которых одинаковы по весу, где стрелка весов указывает на ноль.

Об иглах для проигрывателей виниловых пластинок

Первые иглы для воспроизведения виниловых пластинок стали производить еще в конце XIX века. Для их изготовления применяли разные материалы: от шипов роз, рыбьих и других костей до твердого каучука и целлулоида. Делались попытки производить иголки из хрусталя, рога, слоновой кости, японского бамбука, самшита и других пород дерева, а также выпускались иглы из твердых сплавов (например, вольфрамовые). В Англии и Америке осваивалось производство позолоченных иголок, но мягкий и благородный металл стирался уже после двух-трех проигрываний. Чтобы разнообразить звучание, иглы выпускались различной формы, твердости и механической прочности: для громкого, среднего и слабого звука. Были и универсальные, которые, благодаря своей сложной форме и способу закрепления в мембране, могли либо усиливать, либо ослаблять звучание.

Иглы имели громкие названия: "Иерихонская труба", "Рыцарские", "Салон", "Амур", "Эластик", "Золотой конец", "Орел" и т.д. Обладатели современных проигрывателей избавлены от назойливой процедуры перемены иголок после прослушивания каждого диска, а ведь именно так приходилось поступать истинным меломанам на заре грамзаписи. Особые хлопоты эта процедура доставляла молодым барышням - они кололи себе пальцы. Что и послужило причиной изобретения специального автомата - "иглозаменителя".

Инженеры и звукотехники, работавшие над усовершенствованием разработок для грамзаписи, понимали, что самым важным для качества воспроизведения в системе механической записи является место соприкосновения конца иглы с дорожкой записи. Чтобы удержать иглу в канавке в аппаратах акустической системы, вес мембраны должен был быть порядка 120-150 граммов при ширине канавки 160 микрон. И важным этапом в смягчении "противоборства" иголки и пластинки стало изобретение тонарма (подвижной части рупора). Это заметно снизило давление на пластинку, и иголка могла воспроизводить большее количество пластинок.

Тебе понадобится проигрыватель винила, звуковая карта с линейным входом и программа записи внешних сигналов.

При записи сигнал на линейном входе звуковой карты не должен быть максимальным, иначе будут искажения при записи.

Имеет смысл вырезать начальный и конечный куски трека, чтобы убрать "мусор", который возникает при опускании иглы на пластинку и остановке записи.

 
SERJДата: Среда, 22.12.2010, 05:21 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 628
Награды: 3
Важно

Установка и настройка проигрывателя

Регулировка горизонтального положения стола
Крепление головки, крепление сигнальных проводов
Вставьте головку в звукосниматель, не затягивая заверните крепежные винты. Пинцетом подсоените клеммы сигнальных проводов к головке: Left - Белый, LeftGround - Синий; Right-Красный, RightGround - Зеленый.
Балансировка тонарма, горизонтальное положение
Осторожно выведите звукосниматель из стойки и вращением противовеса отбалансируйте его горизонтальное положение в равновесии
Вращением цифрового лимба на противовесе установите "0" шкалы прижимной силы. Противовес откалиброван.
Теперь противовесом установите прижимную силу звукоснимателя на значение рекомендованное для вашей головки, обычно это 1,5 - 2,0г.
Точность настроек на этом этапе не важна, так как в тонкая настройка по нашей методике делает в измерительной программе. А пока обратите внимание слишком маленькая прижимная силаы - резкость звучания, срыв иглы с дорожки, слишком тяжелая - тяжеловесность и вялость, но повышеная нагрузка заметно снижает шумы сильно запиленых пластинок)
Регировка высота подвеса тонарма и вертикального угла иглы VTA/STA В рабочем положении с иглой на пластинке тонарм должен оставаться горизонтальном. Тогда будет обеспечен паспортный угол наклона иглы.
Если крепление тонарма к грамстолу это позволяет, опускают-поднимают стойку тонарма. Если крепление жесткое, подкладывают - убирают дополнительные маты на диске или делают проставки в крепление головки.
Установка звукоснимателя по двух-точечному транспортиру
снижает и выравнивает горизонтальный угол погрешности по ширине пластинки. Для эффективной длинны тонарма 9" это 66.0mm, 120.9mm от оси вращения диска до "нулевых точеки", где нет искажений, связаных с поворотом тонарма. Если у вас другая длинна тонарма, существуют калькуляторы для расчета нулевых точек для любых тонармов.
Установите пластинку на диск, транспортир на пластинку. Заклиньте чем-то диск, чтобы он не вращался
Звукосниматель поставьте на наружную точку транспортира. Отрегулируйте поворот головки пока она не встанет в квадраты по сетке
Поверните транспортир по диску и переместите тонарм на внутреннюю точку.
Головку в этом положении двигать не надо, проверьте как она повернута относительно сетки на транспортире.
Если требуется повернуть головку против часовой стрелки тогда, эффективная длина тонарма должна быть увеличена.
Если головку нужно повернуть против часовой стрелки тогда, эффективная длина тонарма должна быть уменьшена.
Сдвиньте головку в держателе вперед-назад. Если нужен поворот на 1мм поворота, тогда сдвиньте головку на 2мм.
Старайтесь не сдвинуть угол головки!
Скорректируйте поворот головки по линиям сетки на внешней нулевой точке.
Повторите проверку эффективной длинны на внутренней точке. Если головка встала по линям сетки, значит регулировка по транспортиру сделана правильно.
По инструкции на вашу вертушку установите регулятор компенсатора скатывающей силы в положение соответствующее прижимной силе головки и типу ее иглы. Конус менее требователен к подобной коррекции. Но эллиптическая игла имеет в полтора раза большую скатывающую силу.

Проверка механизмов привода диска

Скорость врашения диска
Проверяется по встроеному стробоскопу, или замером частоты сигналов тестовой пластинке.
Уровень детонациии
Замерить стабильность частоты сигнала 3150Гц. Пластинка должна быть точно отцентрована на шпинделе диска. Обычное значение детонации для прямоприводных проигрывателей 0.03%, хорошие классические приводы дают 0.1%
Уровень проникновения рокота и вибрации
Оценивается низкочастотный шум двигателя и механизмов. На немой канавке пластники снимается уровень низкочастотного шума. На сигнале 315Гц с пластинки фиксируется уровень полезного сигнала. Их отношение дает уровень помех. В исправных проигрывателях рокот не хуже -40дБ, у в лучших прямоприводных моделей не достигает -66дБ, безо всяких манипуляций со взвешивающими фильтрами!

Для контроля низкочастотных искажений удобны записи фортепьянной музыки с медленной и печальной музыкой. Плавание и вибрации звука на исправном проигрывателе не должны прослушиваться. Если звук плывет медленно надо проверить смазку подшипника диска и состояние приводного ремня. Если звук вибрирует, скорее всего это неравномерный ход двигателя или износ приводного ролика.

Еще при выборе и покупке проигрывателя необходимо учитывать устойчивость его двигателя к колебаниям формы и частоты в сети электропитания. Качественная механика это еще не все, многое упределяет конструкция ведущего двигателя, система питания и стабилизации. Даже хорошие, проверенный вертушки с электрическими моторчиками, запистанными напрямую от электрической розетки, в наших домах хорошо работать не будут. Их скорость и стабильность зависит от непредсказуемой российской электрической сети. Хорошие классические проигрыватели делаются с 16-24 полюсными синхронными двигателями и питаются от встроеных синхрогенераторов, а не через конденсатор от розетки. Прямоприводные модели для стабилизации мелких отклонений вращения диска имеют еще и цепь обратной связи PLL.

Окончательная подстройка

Если в результате установки мы получили звук грампластинки тонально сбалансированый, чистый, свежий, с максимальным разрешением и тембральной достоверностью. Значит с проигрывателем и новой головкой все в порядке. Для самоконтроля оцифруйте на компьютер какую-то любимую пластинку и используйте эту запись в дальнейшем как эталон звучания для сравнений или поиска разных вариантов настройки. Окончательный вариант оцифровки с уже настроеной вертушки советую сохранить отдельно. По мере износа иглы или разрегулировки механики, всегда можно сравнить с этим эталоном.

Как бы ни спорить о потере качества аналогового звучания при переводе в цифру, ваш эталон на годы сохранит общее состояниие настроеной системы. Вы же не наслаждаться прослушиванием этой оцифровки будете, а только сравнивать, если появятся сомнения.

Так, если сейчас, после первичной настройки, появились сомнения и желание что-то улучшить, можно перейти к инструментальным измерениям по тестовым пластинкам. Корректировка положения головки и настройка тонарма делается по измерениям на компьютере с помошью программы SpectraLAB и измерительной пластинке ИЗМ 33Д-0102
Противовесом подстраивается усилие на головку. Добиваются минимального THD на сигнале 315Гц
Специальными весами делать эту настройку бесполезно. Жесткость уплотнителей держателя иглы меняется от партии к партии и тем более меняется от времени хранения.
Zenith - при взгляде сверху горизонтальный угoл движения иглы относительно звуковой канавки.
Регулируется поворотом головки в креплении. Предварительную установку мы выполнили по двухточечному транспортиру
Измерения фазы между левым и правым каналом нагляднее проводить на сигнале 10кГц.
Для многорадиусных игл неправильная установка ухудшает синфазность между каналами. Сферические иглы не так критичны к точности установки горизонтального угла.
Azimuth - при взгляде по оси тонарма вертикальный угол погрешности иглы влево-вправо (90°)
Регулируется вращением оси тонарма в креплении или вращениемм съемного шелла относительно тонарма. Головка должна стоят строго перпендикулярно к поверхности пластинки, а монозвук должен слышиться ровно между двумя громкоговорителями. При измерениях сравниваем амплитуду сигналов левого и правого каналов. Правильная настройка выравнивает баланс звучания и снижает переходное затухание между каналами.
VTA/SRA - при взгляде сбоку вертикальный угол записи вперед-назад (дo 1978 года было 15°+-2° потом 25°+-5°)
Корректируется высота установки тонарма и головки относительно пластинки
Вертикальный угол установки иглы это паспортная характеристика звукоснимателя, как и высота звукоснимателя. Вертикальный угол записи это наклон резца от вертикали для лучшего прорезания канавки. В идеале эти углы должны совпадать поэтому в обычном случае тонарм должен стоять горизонтально над пластинкой. Если головка новая (25°), а играете вы преимущественно старые пластинки (15°), значит прийдется опустить крепление тонарма чтобы он наклонился ниже головки на 10°. Для монофонических записей этот параметр некритичен, для стереофинических приводит к нелинейным искажениям (вторая гармоника до 5%) и ослабляет переходное затухание между каналами
Antiscating - компенсация скатывающей силы Антискейтинг может быть отрегулирован по минимуму THD в обоих каналах.
Регулировка осуществляется на дорожках как можно более близких к центру диска и желательно на более громких фрагментах. Если Вы сышите треск и искажения в правом канале - антискейтинг надо увеличить, в левом - уменьшить. Антискейтинг также влияет на баланс каналов, особенно сильно его влияние на головках с мягкими подвесом иглодержателя типа Goldring 1000 series.

В хорошо настроеной системе общий коэффициент гармоник держался на уровне 1% на 1кГц/0дБ. Может потребоваться повторить некоторые поднастройки и измерения. Измерения высокоточные, поэтому мерить надо не во всей грамофонной полосе, а только от основного тона тестового сигнала до второй гармоники. Соответствено делаем установки FFT в программе SpectraLAB.

материал ФОРУМ
Популярная советская песня

 
SERJДата: Пятница, 24.12.2010, 17:29 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Друзья
Сообщений: 628
Награды: 3
Цифровой звук и lossless: что это, зачем это, и с чем его едят

Итак, "lossless" переводится с английского как "без потерь". Для начала замечу, что это не согласуется с реальностью: звук в природе существует как таковой только в аналоговом виде, то есть в виде колебаний определённой частоты. Это чисто аналоговая сущность, и наивно было бы думать, что оцифрованный сигнал можно воспроизвести так же, как оно и звучало при записи. Причин тому очень много - от неточности работы тактовых генераторов DAC до помех, возникающих в проводах, по которым передаётся аналоговый сигнал. Качественная аудиотехника (и в том числе, качественные кабели) позволяют значительно снизить (но не исключить!) влияние всяких помех. Но это выходит за рамки обсуждения -- мы будем говорить о несжатом цифровом сигнале, который не страдает от помех, а то, что он искажается при воспроизведении, придётся, скрипя зубами, пережить.

Как вообще можно хранить звук? Беда в том, что аналоговый способ хранения имеет много плюсов, но вместе с тем имеет кучу разных минусов. А именно, плёнка теряет свои магнитные свойства, винил стареет и начинает скрипеть и "цык"ать. Поэтому звук принято оцифровывать. Как это делается? Да очень просто. Вот есть у нас звуковая волна -- по сути это график функции f: R -> R. А мы вместо того, чтобы хранить её целиком, натыкаем через равные малые промежутки времени точек и запишем значения функции в этих точках (округлив, естественно, потому что вещественное число в компьютер не запишешь). Если интервалы будут маленькие, то потом функцию можно будет почти точно восстановить, проведя кривую через эти точки на графике (это называется интерполяция). Чем их больше, тем точнее будет восстановлена волна и тем точнее будет передача.

Наверное, каждый видел аудио-компакт диск (CD-DA). Так вот, на этом диске (если плюнуть на некоторые мелочи, которые нам сейчас не очень важны) записаны звуковые отсчёты с частотой 44100 гЦ по каждому каналу, при этом сами значения функции-волны представляются целым числом со знаком от -32768 до 32767. По теореме из курса функционального анализа (теорема Шеннона-Котельникова), такое квантование позволяет адекватно передавать колебания с частотой до 44100/2=22050 герц. Этого вполне достаточно для большинства ушей, однако аудиофилы считают частоту дискретизации 44 кГц недостаточной. Так оно и есть, и цифровая обработка звука ведётся на бОльших частотах дискретизации, чтобы уменьшить искажения. Кроме того, используется не 16-битный звук, а 24-битный, то есть на значения функции-волны отводится 24 бита, а не 16, как в формате CDDA. Если угодно, то частота дискретизации и разрядность звука по сути сравнимы с разрешением сканирования изображения -- чем больше, тем точнее.

Данные, которые хранятся в WAV-файле формата PCM, по сути не отличаются от того, что записано на AudioCD. То есть если бы была возможность прочитать CD как диск с данными, то мы увидели бы в явном виде то же самое, что можно увидеть в WAV-файле после того, как диск "рипнули", то есть считали с него информацию. Забудем пока про то, что сам процесс чтения может проходить с ошибками - рассмотрим некоторую идеальную ситуацию. Тогда процесс копирования и хранения музыки лишён потерь качества полностью -- что записали, то и считаем (и то же самое и будем воспроизводить). Чтобы не было проблем с ошибками чтения, используйте EAC.

Таким образом, если мы хотим хранить музыку в неизменном виде, по идее нам достаточно только уметь сграбить её в WAV-формат. Но беда в том, что стерео-аудиосигнал занимает довольно много места -- 80 минут -- около 800 мб. Поэтому придумали различные алгоритмы сжатия этого сигнала, чтобы поменьше занимало места. Так вот, все алгоритмы сжатия звука можно разделить на lossy (с потерями) и lossless (без потерь). Вот теперь название lossless полностью оправдано. Когда мы говорим lossless -- это означает, что при сжатии звука не было использовано алгоритмов, которые теряют информацию. Это значит, что мы имеем возможность восстановить цифровой сигнал до последнего бита из упакованного формата таким же, каким он и был до сжатия, а потом уже и воспроизвести его. То есть о потерьности и беспотерьности надо говорить не на уровне преобразования цифра-аналог-цифра, а на стадии хранения и упаковки цифровых данных.

Ну а что такое lossy? Разберём на примере mp3 как наиболее популярного формата. Это формат хранения звуковых данных, в котором при сжатии происходит потеря информации. Например, из спектрального разложения выбрасываются верхние частоты, потому что человек их, видите ли, плохо слышит (кстати "не слышит" не означает "не воспринимает"). Я уже писал вкратце о том, что именно происходит при сжатии в mp3, не буду повторяться -- нам важно то, что нет никакой гарантии, что исходный сигнал будет восстановлен точно.

 
Форум » Энциклопедия Музыки и Кино » Музыкальный флейм » Как качественно оцифровать Звук
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Нас Сегодня Посетили
,

Статистика Форума
Последнии Темы Читаемые Темы Самые Активные Новые Пользователи

The 44s

(0)

Gotthard

(36)

borler

(2659 Постов)

SERJ

(628 Постов)

Bolik

(465 Постов)

Nord12

(316 Постов)

igoryok63

(232 Постов)

tol

(171 Постов)

bytok

(131 Постов)

AIR

(113 Постов)

Totenkopf

(103 Постов)

rasta

(79 Постов)

rtaletgufo

(12.04.2024)

ltaletzoex

(11.04.2024)

ftaletyrhy

(08.04.2024)

Geraldviepe

(03.04.2024)

Peterwek

(02.03.2024)

stalettbtw

(29.02.2024)

EmagsPedearerve

(27.02.2024)

PinUz241P

(17.02.2024)

giannino1

(08.02.2024)

Alexstudio

(02.02.2024)

Music-Store © 2008-2024