На Дерибасовской открылася пивная Одна из самых известных псевдоодесских песен. Переделка песни ростовских уркаганов «На Богатяновской открылася пивная». Кстати, в уголовном мире настоящие бродяги именно так её и начинают. Мне пока, к сожалению, не удалось восстановить первоначальный текст песни, за исключением одного куплета (не считая первого):
Держась за ручки, как за жопу своей Раи,
Наш Костя ехал по Садовой на трамвае. (1)
За ним гналися тридцать ментов, три агента,
А с ними был ищейка — рыжий пёс.
Вариант этого куплета приводит Андрей Синявский (Абрам Терц) в своём исследовании «Отечество. Блатная песня». Разумеется, речь идёт именно о Ростове, на что указывает Садовая улица, и именно о старом Ростове, когда Садовая не была переименована в Энгельса и по ней ходили трамваи. Кстати, Терц приводит и классическое начало песни, несколько перевирая название улицы: «На Багартьяновской открылася пивная...»
Очевидный факт «неодесского» происхождения песни пытался неловко интерпретировать Аркадий Северный. В одном из концертов он говорит: «И что это за Багартьяновская улица? Бесполезно искать её в современной Одессе. Она растворилась в потоке новых названий...» Добавим: бесполезно искать такую улицу и в старой Одессе. Что касается Богатяновской, в Ростове найти её легко и нынче, тем более что там стоит знаменитая Богатяновская тюрьма — следственный изолятор № 1. Вот что писал о Богатяновке Михаил Дёмин, бывший вор в законе, автор романа «Блатной»: «В каждом крупном городе страны имеется блатной район — своё «дно»... Средоточием ростовского преступного мира является с незапамятных времён нахичеванское предместье, а также Богатьяновская улица. Улица это знаменитая! Издавна и прочно угнездились тут проститутки, мошенники, спекулянты. Тут находится подпольная биржа, чёрный рынок. И мало ли что ещё находится на экзотической этой улице! О ней сложено немало экзотических частушек и песен. «На Богатьяновской открылася пивная, — сообщается в одной из таких песен, — где собиралася компания блатная. Где были девочки Маруся, Рита, Рая. И с ними Костя, Костя-шмаровоз»... Блатные компании собираются здесь во множестве! Для этой цели существует — помимо пивных — немало укромных мест; всякого рода ночлежки, потайные притоны и ямы...»
Вообще-то Богатяновская — это и не улица вовсе, а переулок. И хотя при Советской власти он переименован в Кировский, но до сих пор остаётся Богатяновкой, названной так по находившемуся здесь роднику Богатый Колодезь (нынче часть переулка снова переименовали в Богатяновский, а часть оставили почему-то Кировским). Кстати, поскольку переулок был переименован уже после убийства Кирова, можно с уверенностью сказать, что песня родилась в конце 20-х — самом начале 30-х годов — ещё до убийства Кирова 1 декабря 1934 года. Добавим, что Богатяновская пивная, о которой идёт речь в песне, действительно существовала в сквере на пересечении нынешней улицы Суворова и Богатяновского переулка. Нынче её уж там нет.
Написана песня на мелодию популярного «Аргентинского танго» композитора А. Виллольдо, 1911 год.
***
На Дерибасовской открылася пивная, (2)
Там собиралася компания блатная,
Там были девочки — Маруся, Роза, Рая,
И с ними гвоздь Одессы — Васька(3)-шмаровоз. (4)
Три полудевочки, один роскошный мальчик,
Который ездил побираться в город Нальчик (5)
И возвращался на машине марки Форда,
И шил костюмы элегантней, чем у лорда.
Походкой ровною под коммивояжёра
Являлся каждый вечер фраер из надзора; (6)
Махнув оркестру повелительно рукою,
Он говорил: «Одно свиное отбивное!»
Но вот вошла в пивную Роза-молдаванка,
Она была собой прелестна, как вакханка,
И с ней вошёл её всегдавишний попутчик
И спутник жизни Васька-шмаровоз.
Зашёл в пивную он с воздушным поцелуем
И предложил красотке Розе: «Потанцуем!
И фраерам всем, здесь сидящим, растолкуем,
Что есть у нас салонное танго».
Держась за тухес, (7) как за ручку от трамвая,
Он повторял: «О, моя Роза дорогая,
Я вас прошу, нет — я вас просто умоляю! —
Сплясать со мной прощальное танго».
Но тут Арончик пригласил её на танец,
Он был для нас почти что иностранец,
Он пригласил её галантерейно очень
И посмотрел на Шмаровоза между прочим.
Красотка Роза танцевать-таки с ним не хотела –
Она до этого достаточно вспотела.
Но улыбнулася в ответ красотка Роза -
И раскраснелась морда Васьки-шмаровоза.
Арону он сказал в изысканной манере:
«Я б вам советовал пришвартоваться к Вере,
Чтоб я в дальнейшем не обидел Вашу маму
И не испачкал кровью белую панаму».
Услышал реплику маркёр известный Моня,
Об чей хребет сломали кий в кафе «Фанкони»,
Побочный сын мадам Олешкер тёти Песи –
Известной бандерши (8) в красавице Одессе.
Он подошёл к нему (9) походкой пеликана,
Достал визитку из жилетного кармана
И так сказал, как говорят поэты:
«Я б Вам советовал беречь свои портреты».
Но наш Арончик был натурой очень пылкой:
Ударил Моню он по кумполу (10) бутылкой,
Официанту засадил он в тухес вилкой —
И началось салонное танго!
На Аргентину это было непохоже -
Вдвоём с приятелем мы получили тоже,
И из пивной двоих нас выкинули разом:
С огромной шишкою и с фонарём под глазом.
И вот когда мы все лежали на панели,
Арончик всё ж таки дополз до Розанели,
И он шепнул ей, весь от страсти пламенея:
«Ах, Роза, или вы не будете моею?!
Я увезу тебя в тот город Тум-Батуми,
Ты будешь кушать там кишмиш с рахат-лукуми,
И, как цыплёнка, с шиком я тебя одену,
Захочешь спать — я сам тебя раздену!
Я, как собака, буду беречь твоё тело,
Шоб даже кошка на тебя смотреть не смела.
А чтоб не липла ни одна к тебе зараза,
Я буду в баню в год водить тебя два раза.
Я всё отдам тебе, все прелести за это,
А то ты ходишь, извините, без браслета,
Без комбинэ, без фильдекоксовых чулочек
И как я только что заметил, без порточек».
Вот так накрылася фартовая пивная,
Где собиралася компания блатная,
Сгорели девочки – Маруся, Роза, Рая
И с ними вместе – Вася-шмаровоз.
(1) В настоящее время по Большой Садовой не ходят трамваи. Они ходили там до войны, поворачивая с Будённовского проспекта к главному железнодорожному вокзалу. То есть действительно самый удобный маршрут для «работы» «щипачей». Кстати, на серьёзный возраст песни указывает само название Большая Садовая: после войны улица была переименована в улицу имени Энгельса. Первоначальное имя возвращено лишь в 90-е годы.
(2) Дерибасовская — не та улица, где могло происходить действие песни. Это - улица фешенебельных кафе и ресторанов, а не босяцких пивнушек. А вот Богатяновская — совсем наоборот.
(3) Из вариантов имени шмаровоза существуют ещё Костя и Стёпка. Если восстанавливать, историческую справедливость до конца, следует заметить, что прототипом песенного «шмаровоза» был реальный Васька-шмаровоз с Богатяновки, о котором ещё хранят память некоторые ростовские старожилы.
(4) Шмаровоз — сутенёр; от жаргонного «шмара» — проститутка, женщина, близкая к блатным.
(5) Ещё один штрих, показывающий, что песня родилась не в Одессе, а в Ростове. Понятно, что из Ростова ездить в Нальчик легко и удобно, поскольку Ростов-на-Дону — ворота Северного Кавказа и Нальчик совсем рядом. Из Одессы же ездить побираться в Нальчик — значит проделывать огромный и неудобный кружной путь. Что называется, за семь вёрст киселя хлебать.
(6) Возможно, более поздняя вставка. Фраер из надзора — сотрудник милиции, который осуществляет наблюдение за бывшими осуждёнными, освободившимися из мест лишения свободы с обязательным надзором за ними (как правило, в течение года). Вообще-то надзор осуществляется по месту жительства, и в случае, если поднадзорного несколько раз не застают дома в вечернее время, его могут снова отправить за решётку, В некоторых вариантах вместо фраера из надзора — «сам король моншёра».
(7) Тухес, тохес — задница (идиш).
(8) Бандерша, бандурша — содержательница притона.
(9) К Арону, разумеется, а не к Ваське.
(10) Кумпол — голова.