Важно Установка и настройка проигрывателя
Регулировка горизонтального положения стола
Крепление головки, крепление сигнальных проводов
Вставьте головку в звукосниматель, не затягивая заверните крепежные винты. Пинцетом подсоените клеммы сигнальных проводов к головке: Left - Белый, LeftGround - Синий; Right-Красный, RightGround - Зеленый.
Балансировка тонарма, горизонтальное положение
Осторожно выведите звукосниматель из стойки и вращением противовеса отбалансируйте его горизонтальное положение в равновесии
Вращением цифрового лимба на противовесе установите "0" шкалы прижимной силы. Противовес откалиброван.
Теперь противовесом установите прижимную силу звукоснимателя на значение рекомендованное для вашей головки, обычно это 1,5 - 2,0г.
Точность настроек на этом этапе не важна, так как в тонкая настройка по нашей методике делает в измерительной программе. А пока обратите внимание слишком маленькая прижимная силаы - резкость звучания, срыв иглы с дорожки, слишком тяжелая - тяжеловесность и вялость, но повышеная нагрузка заметно снижает шумы сильно запиленых пластинок)
Регировка высота подвеса тонарма и вертикального угла иглы VTA/STA В рабочем положении с иглой на пластинке тонарм должен оставаться горизонтальном. Тогда будет обеспечен паспортный угол наклона иглы.
Если крепление тонарма к грамстолу это позволяет, опускают-поднимают стойку тонарма. Если крепление жесткое, подкладывают - убирают дополнительные маты на диске или делают проставки в крепление головки.
Установка звукоснимателя по двух-точечному транспортиру
снижает и выравнивает горизонтальный угол погрешности по ширине пластинки. Для эффективной длинны тонарма 9" это 66.0mm, 120.9mm от оси вращения диска до "нулевых точеки", где нет искажений, связаных с поворотом тонарма. Если у вас другая длинна тонарма, существуют калькуляторы для расчета нулевых точек для любых тонармов.
Установите пластинку на диск, транспортир на пластинку. Заклиньте чем-то диск, чтобы он не вращался
Звукосниматель поставьте на наружную точку транспортира. Отрегулируйте поворот головки пока она не встанет в квадраты по сетке
Поверните транспортир по диску и переместите тонарм на внутреннюю точку.
Головку в этом положении двигать не надо, проверьте как она повернута относительно сетки на транспортире.
Если требуется повернуть головку против часовой стрелки тогда, эффективная длина тонарма должна быть увеличена.
Если головку нужно повернуть против часовой стрелки тогда, эффективная длина тонарма должна быть уменьшена.
Сдвиньте головку в держателе вперед-назад. Если нужен поворот на 1мм поворота, тогда сдвиньте головку на 2мм.
Старайтесь не сдвинуть угол головки!
Скорректируйте поворот головки по линиям сетки на внешней нулевой точке.
Повторите проверку эффективной длинны на внутренней точке. Если головка встала по линям сетки, значит регулировка по транспортиру сделана правильно.
По инструкции на вашу вертушку установите регулятор компенсатора скатывающей силы в положение соответствующее прижимной силе головки и типу ее иглы. Конус менее требователен к подобной коррекции. Но эллиптическая игла имеет в полтора раза большую скатывающую силу.
Проверка механизмов привода диска
Скорость врашения диска
Проверяется по встроеному стробоскопу, или замером частоты сигналов тестовой пластинке.
Уровень детонациии
Замерить стабильность частоты сигнала 3150Гц. Пластинка должна быть точно отцентрована на шпинделе диска. Обычное значение детонации для прямоприводных проигрывателей 0.03%, хорошие классические приводы дают 0.1%
Уровень проникновения рокота и вибрации
Оценивается низкочастотный шум двигателя и механизмов. На немой канавке пластники снимается уровень низкочастотного шума. На сигнале 315Гц с пластинки фиксируется уровень полезного сигнала. Их отношение дает уровень помех. В исправных проигрывателях рокот не хуже -40дБ, у в лучших прямоприводных моделей не достигает -66дБ, безо всяких манипуляций со взвешивающими фильтрами!
Для контроля низкочастотных искажений удобны записи фортепьянной музыки с медленной и печальной музыкой. Плавание и вибрации звука на исправном проигрывателе не должны прослушиваться. Если звук плывет медленно надо проверить смазку подшипника диска и состояние приводного ремня. Если звук вибрирует, скорее всего это неравномерный ход двигателя или износ приводного ролика.
Еще при выборе и покупке проигрывателя необходимо учитывать устойчивость его двигателя к колебаниям формы и частоты в сети электропитания. Качественная механика это еще не все, многое упределяет конструкция ведущего двигателя, система питания и стабилизации. Даже хорошие, проверенный вертушки с электрическими моторчиками, запистанными напрямую от электрической розетки, в наших домах хорошо работать не будут. Их скорость и стабильность зависит от непредсказуемой российской электрической сети. Хорошие классические проигрыватели делаются с 16-24 полюсными синхронными двигателями и питаются от встроеных синхрогенераторов, а не через конденсатор от розетки. Прямоприводные модели для стабилизации мелких отклонений вращения диска имеют еще и цепь обратной связи PLL.
Окончательная подстройка
Если в результате установки мы получили звук грампластинки тонально сбалансированый, чистый, свежий, с максимальным разрешением и тембральной достоверностью. Значит с проигрывателем и новой головкой все в порядке. Для самоконтроля оцифруйте на компьютер какую-то любимую пластинку и используйте эту запись в дальнейшем как эталон звучания для сравнений или поиска разных вариантов настройки. Окончательный вариант оцифровки с уже настроеной вертушки советую сохранить отдельно. По мере износа иглы или разрегулировки механики, всегда можно сравнить с этим эталоном.
Как бы ни спорить о потере качества аналогового звучания при переводе в цифру, ваш эталон на годы сохранит общее состояниие настроеной системы. Вы же не наслаждаться прослушиванием этой оцифровки будете, а только сравнивать, если появятся сомнения.
Так, если сейчас, после первичной настройки, появились сомнения и желание что-то улучшить, можно перейти к инструментальным измерениям по тестовым пластинкам. Корректировка положения головки и настройка тонарма делается по измерениям на компьютере с помошью программы SpectraLAB и измерительной пластинке ИЗМ 33Д-0102
Противовесом подстраивается усилие на головку. Добиваются минимального THD на сигнале 315Гц
Специальными весами делать эту настройку бесполезно. Жесткость уплотнителей держателя иглы меняется от партии к партии и тем более меняется от времени хранения.
Zenith - при взгляде сверху горизонтальный угoл движения иглы относительно звуковой канавки.
Регулируется поворотом головки в креплении. Предварительную установку мы выполнили по двухточечному транспортиру
Измерения фазы между левым и правым каналом нагляднее проводить на сигнале 10кГц.
Для многорадиусных игл неправильная установка ухудшает синфазность между каналами. Сферические иглы не так критичны к точности установки горизонтального угла.
Azimuth - при взгляде по оси тонарма вертикальный угол погрешности иглы влево-вправо (90°)
Регулируется вращением оси тонарма в креплении или вращениемм съемного шелла относительно тонарма. Головка должна стоят строго перпендикулярно к поверхности пластинки, а монозвук должен слышиться ровно между двумя громкоговорителями. При измерениях сравниваем амплитуду сигналов левого и правого каналов. Правильная настройка выравнивает баланс звучания и снижает переходное затухание между каналами.
VTA/SRA - при взгляде сбоку вертикальный угол записи вперед-назад (дo 1978 года было 15°+-2° потом 25°+-5°)
Корректируется высота установки тонарма и головки относительно пластинки
Вертикальный угол установки иглы это паспортная характеристика звукоснимателя, как и высота звукоснимателя. Вертикальный угол записи это наклон резца от вертикали для лучшего прорезания канавки. В идеале эти углы должны совпадать поэтому в обычном случае тонарм должен стоять горизонтально над пластинкой. Если головка новая (25°), а играете вы преимущественно старые пластинки (15°), значит прийдется опустить крепление тонарма чтобы он наклонился ниже головки на 10°. Для монофонических записей этот параметр некритичен, для стереофинических приводит к нелинейным искажениям (вторая гармоника до 5%) и ослабляет переходное затухание между каналами
Antiscating - компенсация скатывающей силы Антискейтинг может быть отрегулирован по минимуму THD в обоих каналах.
Регулировка осуществляется на дорожках как можно более близких к центру диска и желательно на более громких фрагментах. Если Вы сышите треск и искажения в правом канале - антискейтинг надо увеличить, в левом - уменьшить. Антискейтинг также влияет на баланс каналов, особенно сильно его влияние на головках с мягкими подвесом иглодержателя типа Goldring 1000 series.
В хорошо настроеной системе общий коэффициент гармоник держался на уровне 1% на 1кГц/0дБ. Может потребоваться повторить некоторые поднастройки и измерения. Измерения высокоточные, поэтому мерить надо не во всей грамофонной полосе, а только от основного тона тестового сигнала до второй гармоники. Соответствено делаем установки FFT в программе SpectraLAB.